Айны, белая раса, коренные жители японских островов. Загадка айнов, аборигенов японии

Японцы не коренные жители Японии October 19th, 2017

Все в курсе, что американцы не , точно так же как и теперешнее . А вы знали, что японцы не являются коренным населением Японии?

Кто же тогда жил в этих местах до них?

До них здесь проживали айны, таинственный народ, в происхождении которого до сих пор много загадок. Айны некоторое время соседствовали с японцами, пока последним не удалось вытеснить их на север.

О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов. И даже символ Японии — великая гора Фудзияма — имеет в своем названии айнское слово «фудзи», что означает «божество очага». Как считают ученые, айны заселили японские острова около 13 000 лет до нашей эры и образовали там неолитическую культуру Дзёмон.

Айны не занимались земледелием, они добывали пропитание охотой, собирательством и ловлей рыбы. Жили они небольшими поселениями, достаточно удаленными друг от друга. Поэтому ареал их проживания был довольно обширен: японские острова, Сахалин, Приморье, Курильские острова и юг Камчатки. Примерно в 3 тысячелетии до нашей эры на японские острова прибыли монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев. Новые поселенцы принесли с собой культуру риса, позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории. Так начались тяжелые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя колонизаторам свои исконные земли.

Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам долго не удавалось победить их. Очень долго, почти 1500 лет. Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства — харакири. Японцы смогли победить айнов только после изобретения пушек, успев к этому моменту многое у них перенять по части военного искусства. Кодекс чести самураев, умение владеть двумя мечами и упоминавшийся ритуал харакири — эти, казалось бы, характерные атрибуты японской культуры на самом деле были заимствованы у айнов.

О происхождении айнов ученые спорят до сих пор. Но то, что этот народ не является родственным другим коренным народам Дальнего Востока и Сибири, уже доказанный факт. Характерная черта их внешности — очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы. Долгое время считалось, что они могут иметь общие корни с народами Индонезии и аборигенами Тихого океана, так как у них схожие черты лица. Но генетические исследования исключили и этот вариант. А прибывшие на остров Сахалин первые русские казаки даже приняли айнов за русских, настолько они были не похожи на сибирские племена, а напоминали скорее европейцев. Единственной группой людей из всех проанализированных вариантов, с кем у них наблюдается генетическое родство, оказались люди эпохи Дзёмон, которые предположительно и были предками айнов. Айнский язык также сильно выбивается из современной лингвистической картины мира, и ему пока не нашли подходящего места. Получается, что за время длительной изоляции айны потеряли связь со всеми другими народами Земли, и некоторые исследователи даже выделяют их в особую айнскую расу.


Сегодня айнов осталось очень мало, около 25 000 человек. Они обитают в основном на севере Японии и практически полностью ассимилированы населением этой страны.

Айны в России

Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в XVIII веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине XVIII века более полутора тысячи айнов приняли русское подданство. Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными). Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (айну со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айну — два разных народа. Тем не менее, для русских айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.

Айну были на стороне русских в течение русско-японских войн XIX века. Однако, после поражения в Русско-японской войне 1905 года, русские бросили их на произвол судьбы. Сотни айну были уничтожены и их семьи насильно переправлены на Хоккайдо японцами. В итоге, русским не удалось отвоевать айну в ходе Второй мировой. Только несколько представителей айну решили остаться в России после войны. Более 90 % уехали в Японию.


По условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года, Курилы отошли Японии, вместе с проживающими на них айну. 83 северокурильских айну 18 сентября 1877 года прибыли в Петропавловск-Камчатский, решив остаться под управлением России. Они отказались переселиться в резервации на Командорских островах, как им предлагало российское правительство. После чего, с марта 1881 года, на протяжении четырёх месяцев они пешком добирались до деревни Явино, где позже обосновались. Позже была основана деревня Голыгино. Ещё 9 айнов прибыли из Японии в 1884 году. Перепись 1897 года указывает на 57 человек населения Голыгино (все — айну) и 39 человек в Явино (33 айну и 6 русских). Советской властью обе деревни были уничтожены, а жители были переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района. В итоге, три этнические группы ассимилировались с камчадалами.

Северокурильские айну в данный момент — самая большая подгруппа айну на территории России. Семья Накамура (южнокурильская по отцовской линии) — наименьшая и насчитывает только 6 человек, живущих в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть несколько тех, кто определяет себя как айну, но гораздо больше айну себя таковыми не признают. Большинство из 888 японцев, проживающих в России (перепись 2010), имеют айнское происхождение, хоть и не признают это (чистокровным японцам разрешён въезд в Японию без визы). Похожая ситуация с амурскими айнами, проживающими в Хабаровске. И считается, что из камчатских айну в живых уже никто не остался.


В 1979 году СССР вычёркивает этноним «Айну» из списка «живых» этнических групп России, тем самым провозгласив, что этот народ на территории СССР вымер. Судя по переписи 2002 года, никто не вписал этноним «айну» в поля 7 или 9.2 формы К-1 переписи

Есть такие сведения, что наиболее прямые генетические связи по мужской линии айны имеют, как ни странно, с тибетцами — половина их является носителями близкой гаплогруппы D1 (сама же группа D2 практически не встречается за пределами Японского архипелага) и народами мяо-яо на юге Китая и в Индокитае. Что касается женских (Мт-ДНК) гаплогрупп, то у айнов доминирует группа У, которая встречается также и у других народов Восточной Азии, но в небольшом количестве.

источники

Айны. Коренные жители курильских и японских островов (36 фото)

Изначально айны жили на островах Японии (тогда она называлась Айнумосири — земля айнов), пока не были оттеснены на север праяпонцами. Но исконные земли айнов на японских островах Хоккайдо и Хонсю. На Сахалин айны пришли в XIII-XIV вв., «закончив» заселение в нач. XIX века.

Следы их появления находили также на Камчатке, в Приморье и Хабаровском крае. Многие топонимические названия Сахалинской области носят айнские названия: Сахалин (от «САХАРЭН МОСИРИ» — «волнообразная земля»); острова Кунашир, Симушир, Шикотан, Шиашкотан (слова-окончания «шир» и «котан» означают соответственно «участок земли» и «поселение»). Чтобы занять весь архипелаг до Хоккайдо включительно (тогда он назывался «Эдзо») японцам потребовалось более 2 тысяч лет (самые ранние свидетельства о стычках с айнами датируются 660 г. до н.э.). Впоследствии айны практически все выродились или ассимилировались с японцами и нивхами.

В настоящее время существуют лишь несколько резерваций на о.Хоккайдо, где живут айнские семьи. Айны, пожалуй, самый загадочный народ на Дальнем Востоке. Первые русские мореплаватели, изучавшие Сахалин и Курилы, с удивлением отмечали европеоидные черты лица, несвойственные монголоидам густые волосы, бороды. Российские указы 1779, 1786 и 1799 гг., свидетельствуют о том, что жители южных Курил - айны еще с 1768 г. являлись русскими подданными (в 1779 г. они были освобождены от уплаты в казну дани - ясака), а южные Курильские острова рассматривались Россией как собственная территория. Факт русского подданства курильских айнов и принадлежности России всей Курильской гряды подтверждают также Инструкция Иркутского губернатора А.И.Бриля главному командиру Камчатки М.К.Бему 1775 г., и "ясашная таблица" - хронология сбора в XVIII в. c айну - жителей Курильских островов, в том числе с южных (включая и остров Матмай-Хоккайдо), упомянутой дани -ясака. Итуруп означает "лучшее место", Кунашир - Симушир означает " участок земли - черный остров", Шикотан - Шиашкотан (слова-окончания "шир" и "котан" означают соответственно "участок земли" и "поселение").

Своим добродушием, честностью и скромностью айны произвели на Крузенштерна самое лучшее впечатление. Когда за доставленную рыбу им давали подарки, они брали их в руки, любовались ими и потом возвращали. С трудом удалось айнам втолковав, что это им дарят в собственность. В отношении к айнам еще Екатерина Вторая предписывала - быть с АЙНАМИ ласковыми и не облагать их налогом, с целью облегчить положение новых русских подда-южнокурильских айнов. Указ Екатерины II Сенату об освобождении от податей айнов - населения Курильских островов, принявшего российское подданство 1779 г. Ея И.В. повелевает приведенных в подданство на дальних островах мохнатых курильцев - айнов оставить свободными и никакого сбору с них не требовать, да и впредь обитающих тамо народов к тому не принуждать, но стараться дружелюбным обхождением и ласковостию для чаемой пользы в промыслах и торговле продолжать заведенное уже с ними знакомство. Первое картографическое описание Курильских островов, включая их южную часть, было сделано в 1711- 1713 гг. по результатам экспедиции И. Козыревского, который собрал сведения о большинстве Курильских островов, в том числе Итурупе, Кунашире и даже "Двадцать Втором" Курильском острове МАТМАЙ (Матсмай), который позже стал называться Хоккайдо. Было точно установлено, что Курилы не подчинялись какому-либо иностранному государству. В донесении И. Козыревского в 1713 гг. отмечалось, что южнокурильские айны "самовластно живут и не в подданстве и торгуют повольно".Следует особо отметить, что русские землепроходцы в соответствии с политикой российского государства, открывая населенные айнами новые земли, сразу же объявили о включении этих земель в состав России, начинали их изучение и хозяйственное освоение, вели миссионерскую деятельность, облагали местное население данью (ясаком). На протяжении XVIII века все Курильские острова, включая и их южную часть, вошли в состав России. Подтверждением этого является и сделанное главой русского посольства Н.Резановым в ходе переговоров с уполномоченным японского правительства К.Тоямой в 1805 г. заявление о том, что "к северу от Матсмая (о. Хоккайдо) все земли и воды принадлежат русскому императору и чтобы японцы не распространяли далее своих владений". Японский математик и астроном XVIII века Хонда Тосиаки писал, что «...айны смотрят на русских как на родных отцов», так как «подлинные владения завоевываются делами добродетельными. Страны, вынужденные подчиняться силе оружия, в глубине души остаются непокоренными».

К концу 80-х гг. XVIII столетия фактов русской деятельности на Курилах было накоплено вполне достаточно для того, чтобы, в соответствии с нормами международного права того времени, считать весь архипелаг, включая его южные острова, принадлежащими России, что и было зафиксировано в российских государственных документах. Прежде всего следует назвать императорские указы (напомним, что в то время императорский или королевский указ имел силу закона) 1779, 1786 и 1799 гг., в которых подтверждалось подданство России южнокурильских айнов (именовавшихся тогда "мохнатыми курильцами"), а сами острова объявлялись владением России. В 1945 году японцы выселили всех АЙНОВ с оккупированного Сахалина и Курильских островов на Хоккайдо, при этом они почему-то оставили на Сахалине трудовую армию из корейцев привезенную японцами и СССР пришлось их принять как лиц без гражданства, далее корейцы переселились в Среднюю Азию. Чуть позже этнографы долго задавались вопросом — откуда в этих суровых землях появились люди, носящие распашной (южный) тип одежды, а языковеды обнаруживали в языке айнов латинские, славянские, англо-германские и даже индо-арийские корни. Айнов причисляли и к индо-ариям, и к австралоидам и даже кавказцам. Одним словом, загадок становилось все больше, а ответы приносили все новые проблемы. Айнское население представляло собой социально расслоенные группы («утар»), возглавляемые семействами вождей по праву наследования власти (необходимо заметить, что род у айнов шел по женской линии, хотя главным в семье естественно считался мужчина). «Утар» строился на базе фиктивного родства и имел военную организацию. Правящие семейства, называвшие себя «утарпа» (глава утара) или «нишпа» (вождь), представляли собой слой военной элиты. Мужчины «высокого происхождения» уже с рождения предназначались к военной службе, высокородные женщины проводили время за вышиванием и шаманскими ритуалами («тусу»).

Семья вождя имела жилище внутри укрепления («часи»), окруженной земляной насыпью (также называемой «часи»), обычно под прикрытием горы или скалы, выступающей над террасой. Число насыпей нередко достигало пяти-шести, которые чередовались со рвами. Вместе с семьей вождя внутри укрепления обычно находились слуги и рабы («ушию»). Какой-либо централизованной власти у айнов не было.Из оружия айны предпочитали лук. Недаром же их называли «люди, из волос которых торчат стрелы» за то, что они носили колчаны (и мечи, кстати, тоже) за спиной. Лук изготовлялся из вяза, бука или бересклета большого (высокого кустарника, высотой до 2,5 м с очень крепкой древесиной) с накладками из китового уса. Тетива изготовлялась из крапивных волокон. Оперение у стрел состояло из трех орлиных перьев. Несколько слов о боевых наконечниках. В бою использовались как «обычные» бронебойные, так и наконечники с шипами (возможно, для лучшего прорезания доспехов или застревания стрелы в ране). Встречались наконечники и необычного, Z-образного сечения, которые скорее всего были заимствованы у маньчжур или джурдженей (сохранились сведения, что в средние века сахалинские айны дали отпор большой армии, пришедшей с материка). Наконечники стрел изготовлялись из металла (ранние — из обсидиана и кости) и затем обмазывались аконитовым ядом «суруку». Корень аконита измельчали, замачивали и ставили в теплое место для брожения. Палочка с ядом прикладывалась к ножке паука, если ножка отваливалась — яд готов. Из-за того, что этот яд быстро разлагался, его широко использовали и на охоте на крупных зверей. Древко стрелы делали из лиственницы.

Мечи у айнов были короткие, 45-50 см длиной, слабоизогнутые, с односторонней заточкой и полутораручной рукоятью. Айнский воин — джангин — дрался именно двумя мечами, не признавая щитов. Гарды у всех мечей были съемные и часто использовались как украшения. Существуют сведения, что некоторые гарды специально полировались до зеркального блеска, чтобы отпугивать злых духов. Кроме мечей, айны носили два длинных ножа («чейки-макири» и «са-макири»), которые носились на правом бедре. Чейки-макири был ритуальным ножом для изготовления священных стружек «инау» и совершения обряда «пере» или «эритокпа» — ритуального самоубийства, которое потом переняли японцы, назвав «харакири» или «сэппуку» (как, кстати, и культ меча, специальные полочки для меча, копья, лука). Мечи айны выставляли на всеобщее обозрение только во время Медвежьего праздника. Старинное предание гласит: Давным-давно, после того, как эта страна была создана богом, жили старик-японец и старик-айн. Деду-айну было велено сделать меч, а деду-японцу: деньги (далее объясняется, почему у айнов был культ мечей, а у японцев — жажда денег. Айны осуждали своих соседей за стяжательство). К копьям они относились довольно прохладно, хотя и выменивали их у японцев.

Еще одной деталью вооружения айнского воина являлись боевые колотушки — небольшие валики с ручкой и отверстием на конце, сделанные из твердых пород дерева. По бокам колотушки снабжались металлическими, обсидиановыми или каменными шипами. Колотушки использовались как кистень, так и как праща — сквозь отверстие продевался кожаный ремень. Меткий удар такой колотушки убивал сразу, в лучшем (для жертвы, конечно) — навсегда уродовал. Шлемов айны не носили. Они имели природные длинные густые волосы, которые сбивались в колтун, образуя подобие естественного шлема. Теперь перейдем к доспехам. Доспехи сарафанного типа изготовлялись из кожи лахтака («морского зайца» — вид большого тюленя). На вид такой доспех (см. фото) может казаться громоздким, но на деле практически не стесняет движений, позволяет свободно сгибаться и приседать. Благодаря многочисленным сегментам получались четыре слоя кожи, которые с одинаковым успехом отражали удары мечей и стрел. Красные круги на груди доспеха символизируют трехмирье (верхний, средний и нижние миры), а также шаманские диски-«толи», отпугивающие злых духов и вообще имеющих магическое значение. Аналогичные круги изображены также и на спине. Застегиваются такие доспехи спереди при помощи многочисленных завязок. Были и короткие доспехи, вроде фуфаек с нашитыми на них дощечками или металлическими пластинками. О воинском искусстве айнов в настоящее время известно очень мало. Известно, что праяпонцы переняли у них практически все. Почему не предположить, что и некоторые элементы единоборств также не были переняты?

До наших дней дошел только такой поединок. Противники, держа друг друга за левую руку, наносили удары дубинами (айны специально тренировали спины, чтобы пройти это испытание на выносливость). Иногда эти дубинки заменялись ножами, а иногда дрались просто руками, до тех пор, пока у противников не сбивалось дыхание. Несмотря на жестокость поединка, каких-либо случаев травматизма не наблюдалось.Вообще-то айны сражались не только с японцами. Сахалин, к примеру, они отвоевали у «тонци» — низкорослого народца, действительно коренного населения Сахалина. От «тонци» айнские женщины переняли привычку татуировать губы и кожу вокруг губ (получалась своеобразная полуулыбка — полуусы), а также названия некоторых (очень хороших по качеству) мечей — «тонцини». Любопытно, что айнские воины — джангины — отмечались как очень воинственные, они были неспособны ко лжи. Интересны также сведения о знаках собственности айнов — на стрелы, оружие, посуду они ставили особые знаки, передававшиеся из поколения в поколение, для того, чтобы например не спутать, чья стрела поразила зверя, кому принадлежит та или иная вещь. Таких знаков насчитывается более полутора сотен, а их значения не расшифрованы до сих пор. Наскальные надписи обнаружены близ отару (Хоккайдо) и на острое Уруп.

Остается добавить, что японцы боялись открытого боя с айнами и завоевывали их хитростью. В древней японской песне говорилось, что один «эмиси» (варвар, айн) стоит ста человек. Существовало поверье, что они могли напускать туман. На протяжении многих лет айны не раз поднимали восстание против японцев (по-айнски «чижем»), но каждый раз проигрывали. Японцы приглашали предводителей к себе для заключения перемирия. Свято чтя обычаи гостеприимства, айны, доверчивые как дети, не мыслили ничего плохого. Их убивали во время пиршества. Как правило, иные способы подавления восстания у японцев не удавались.

«Айны - это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, общительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый

и... даже интеллигентный». (А. П. Чехов - Остров Сахалин)

С VIII в. японцы не прекращали вырезать айнов, которые бежали от истребления на север - на Хоккайдо - Матмай, Курильские острова и Сахалин. В отличие от японцев, русские казаки их не убивали. После нескольких стычек между похожими внешне голубоглазыми и бородатыми пришельцами с той и другой стороны установились нормальные дружеские отношения. И хотя айны наотрез отказались платить налог «ясак», однако никто их за это в отличие от японцев не убивал. Впрочем, переломным для судьбы этого народа стал 1945 г. Сегодня в России проживают лишь 12 его представителей, но есть множество «метисов» от смешанных браков. Уничтожение «бородатого народа» - айну в Японии прекратилось лишь после падения милитаризма в 1945 г. Однако культурный геноцид продолжается и по сию пору.

Показательно, что точной численности айнов на японских островах не знает никто. Дело в том, что в «толерантной» Японии нередко до сих пор наблюдается довольно надменное отношение к представителям других национальностей. И айны не стали исключением: их точную численность определить невозможно, поскольку по японским переписям они не значатся ни как народ, ни как национальное меньшинство. Согласно данным ученых, общая численность айнов и их потомков не превышает 16 тыс. человек, из которых чистокровных представителей айнского народа не более 300 человек, остальные «метисы». Кроме того, зачастую айнам оставляют самую не престижную работу. И японцы активно проводят политику их ассимиляции и ни о каких «культурных автономиях» для них и речи не идет. Люди с материковой части Азии пришли и в Японию примерно в то же время, когда впервые люди достигли Америки. Первопоселенцы японских островов - ЙОМОН (предки АЙНОВ) достигли Японии двенадцать тысяч лет назад, а йоуи (предки японцев) пришли из Кореи в последние два с половиной тысячелетия.

В Японии была проделана работа, которые позволяют надеяться, что генетика в состоянии решить вопрос, кто предки японцев. Наряду с японцами, живущими на центральных островах Хонсю, Сикоку и Кюсю, антропологи различают еще две современные этнические группы: айны с острова Хоккайдо на севере и рюкюйцы, живущие главным образом на самом южном острове 0кинава. Одна из теорий заключается в том, что эти две группы- айны и рюкюйцы являются потомками первых поселенцев йомон, которые некогда занимали всю Японию, а позже были вытеснены с центральных островов к северу на Хоккайдо и к югу на Окинаву пришельцами йоуи из Кореи. Исследование митохондриальной ДНК, проведенное в Японии, лишь частично подтверждает эту гипотезу: оно показало, что современные японцы с центральных островов имеют очень много общего в генетическом плане с современными корейцами, с которыми у них намного больше одинаковых и сходных митохондриальных типов, чем с айнами и рюкюйцами. Однако показано еще и то, что между айнами и рюкюйцами практически нет черт сходства. Оценка возраста, показала, что обе эти этнические группы накопили определенные мутации за последние двенадцать тысячелетий — это позволяет предположить, что они действительно являются потомками исходного народа йомон, но и доказывает, что с тех пор эти две группы не контактировали между собой.

October 30th, 2017

Все знают, что американцы - не коренное население США, точно так же, как и теперешнее население Южной Америки. А вы знаете, что японцы тоже не являются коренным населением Японии? Кто же тогда жил на этих островах до них?...
Японцы не коренные жители Японии

До них здесь проживали айны, таинственный народ, в происхождении которого до сих пор много загадок. Айны некоторое время соседствовали с японцами, пока последним не удалось вытеснить их на север. О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов. И даже символ Японии - великая гора Фудзияма - имеет в своём названии айнское слово «фудзи», что означает «божество очага». Как считают учёные, айны заселили японские острова около 13 000 лет до нашей эры и образовали там неолитическую культуру Дзёмон.

Расселение айнов в конце XIX века

Айны не занимались земледелием, они добывали пропитание охотой, собирательством и ловлей рыбы. Жили они небольшими поселениями, достаточно удалёнными друг от друга. Поэтому ареал их проживания был довольно обширен: японские острова, Сахалин, Приморье, Курильские острова и юг Камчатки.

Примерно в 3 тысячелетии до нашей эры на японские острова прибыли монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев . Новые поселенцы принесли с собой культуру риса, позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории. Так начались тяжёлые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя колонизаторам свои исконные земли.

Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам долго не удавалось победить их. Очень долго, почти 1500 лет. Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства - харакири.

Японцы смогли победить айнов только после изобретения пушек , успев к этому моменту многое у них перенять по части военного искусства. Кодекс чести самураев, умение владеть двумя мечами и упоминавшийся ритуал харакири - эти, казалось бы, характерные атрибуты японской культуры на самом деле были заимствованы у айнов.

О происхождении айнов учёные спорят до сих пор

Но то, что этот народ не является родственным другим коренным народам Дальнего Востока и Сибири, уже доказанный факт. Характерная черта их внешности - очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы. Долгое время считалось, что они могут иметь общие корни с народами Индонезии и аборигенами Тихого океана, так как у них схожие черты лица. Но генетические исследования исключили и этот вариант.

А прибывшие на остров Сахалин первые русские казаки даже приняли айнов за русских , настолько они были не похожи на сибирские племена, а напоминали скорее европейцев . Единственной группой людей из всех проанализированных вариантов, с кем у них наблюдается генетическое родство, оказались люди эпохи Дзёмон, которые предположительно и были предками айнов. Айнский язык также сильно выбивается из современной лингвистической картины мира, и ему пока не нашли подходящего места. Получается, что за время длительной изоляции айны потеряли связь со всеми другими народами Земли, и некоторые исследователи даже выделяют их в особую айнскую расу.

Айны в России

Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в XVIII веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине XVIII века более полутора тысячи айнов приняли русское подданство. Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными). Составленное при российской императрице Екатерине II «Пространственное землеописание Российского государства», включило в состав Российской империи не только все Курильские острова, но и остров Хоккайдо.

Причина - этнические японцы на тот момент даже не заселили его. Коренное население - айны - по итогам экспедиции Антипина и Шабалина были записаны российскими подданными.

С японцами айны воевали не только на юге Хоккайдо, но и в северной части острова Хонсю. Сами же Курильские острова казаки исследовали и обложили налогами еще в XVII веке. Так, что Россия может потребовать у японцев Хоккайдо.

Факт российского подданства жителей Хоккайдо был отмечен в письме Александра I японскому императору в 1803 году. Причем это не вызывало с японской стороны никаких возражений и тем более официального протеста. Хоккайдо для Токио был иноземной территорией вроде Кореи. Когда первые японцы прибыли на остров в 1786 году, им навстречу вышли айны, носящие русские имена и фамилии . И более того - христиане правоверного толка! Первые претензии Японии на Сахалин датируются лишь 1845 годом. Тогда император Николай I немедленно дал дипломатический отпор. Лишь ослабление России в последующие десятилетия привело к оккупации южной части Сахалина японцами.

Интересно, что большевики в 1925 году осудили прежнее правительство, отдавшее Японии русские земли.

Так что в 1945 году была лишь восстановлена историческая справедливость. Армия и флот СССР силой решили русско-японский территориальный вопрос. Хрущев в 1956 году подписал Совместную декларацию СССР и Японии, статья 9 которой гласила:

«Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

Целью Хрущева была демилитаризация Японии. Он был готов пожертвовать парой маленьких островов ради того, чтобы убрать американские военные базы от советского Дальнего Востока. Сейчас, очевидно, о демилитаризации речь уже не идет. Вашингтон вцепился в свой «непотопляемый авианосец» мертвой хваткой. Причем зависимость Токио от США даже усилилась после аварии на АЭС Фукусима. Ну а раз так, то и безвозмездная передача островов в качестве «жеста доброй воли» теряет свою привлекательность. Разумно не следовать хрущевской декларации, а выдвинуть симметричные претензии, опираясь на известные исторические факты. Потрясать древними свитками и манускриптами, что является нормальной практикой в подобных делах.

Настойчивое требование отдать Хоккайдо стало бы холодным душем для Токио. Пришлось бы спорить на переговорах уже не о Сахалине или даже не о Курилах, а о своей собственной на данный момент территории. Пришлось бы защищаться, оправдываться, доказывать свое право. Россия из дипломатической обороны перешла бы таким образом в наступление. Тем более, что военная активность Китая, ядерные амбиции и готовность к военным действиям КНДР и другие проблемы в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе дадут лишний повод к подписанию Японией мирного договора с Россией.

Но вернёмся к айнам

Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (айну со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айну - два разных народа. Тем не менее, для русских айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.

Айну были на стороне русских в течение русско-японских войн XIX века. Однако, после поражения в Русско-японской войне 1905 года, русские бросили их на произвол судьбы. Сотни айну были уничтожены и их семьи насильно переправлены на Хоккайдо японцами. В итоге, русским не удалось отвоевать айну в ходе Второй мировой. Только несколько представителей айну решили остаться в России после войны. Более 90 % уехали в Японию.

По условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года, Курилы отошли Японии, вместе с проживающими на них айну. 83 северокурильских айну 18 сентября 1877 года прибыли в Петропавловск-Камчатский, решив остаться под управлением России. Они отказались переселиться в резервации на Командорских островах, как им предлагало российское правительство. После чего, с марта 1881 года, на протяжении четырёх месяцев они пешком добирались до деревни Явино, где позже обосновались.

Позже была основана деревня Голыгино. Ещё 9 айнов прибыли из Японии в 1884 году. Перепись 1897 года указывает на 57 человек населения Голыгино (все - айну) и 39 человек в Явино (33 айну и 6 русских). Советской властью обе деревни были уничтожены, а жители были переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района. В итоге, три этнические группы ассимилировались с камчадалами.

Северокурильские айну в данный момент - самая большая подгруппа айну на территории России. Семья Накамура (южнокурильская по отцовской линии) - наименьшая и насчитывает только 6 человек, живущих в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть несколько тех, кто определяет себя как айну, но гораздо больше айну себя таковыми не признают.

Большинство из 888 японцев, проживающих в России (перепись 2010), имеют айнское происхождение, хоть и не признают это (чистокровным японцам разрешён въезд в Японию без визы). Похожая ситуация с амурскими айнами, проживающими в Хабаровске. И считается, что из камчатских айну в живых уже никто не остался.

Эпилог

В 1979 году СССР вычёркивает этноним «Айну» из списка «живых» этнических групп России, тем самым провозгласив, что этот народ на территории СССР вымер. Судя по переписи 2002 года, никто не вписал этноним «айну» в поля 7 или 9.2 формы К-1 переписи. Есть такие сведения, что наиболее прямые генетические связи по мужской линии айны имеют, как ни странно, с тибетцами - половина их является носителями близкой гаплогруппы D1 (сама же группа D2 практически не встречается за пределами Японского архипелага) и народами мяо-яо на юге Китая и в Индокитае.

Что касается женских (Мт-ДНК) гаплогрупп, то у айнов доминирует группа У, которая встречается также и у других народов Восточной Азии, но в небольшом количестве. В течение переписи 2010 года около 100 человек попытались зарегистрировать себя как айны, но правительство Камчатского края отклонило их претензии и записало их как камчадалов.

В 2011 году глава Айнского сообщества Камчатки Алексей Владимирович Накамура направил письмо губернатору Камчатки Владимиру Ильюхину и председателю местной думы Борису Невзорову с просьбой включить айнов в Список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Запрос был также отклонён. Алексей Накамура сообщает, что в 2012 году в России отмечено 205 айнов (сравните с 12 людьми, отметившимися в 2008), и они, как и курильские камчадалы, борются за официальное признание. Айнский язык вымер много десятилетий назад.

В 1979 году только три человека на Сахалине могли бегло говорить по-айнски, и там язык полностью вымер к 1980-м годам. Хотя Кэйдзо Накамура бегло говорил на сахалинско-айнском и даже перевёл несколько документов на русский для НКВД, он не передал язык своему сыну. Такэ Асаи , последний, кто знал сахалинский айнский язык, умер в Японии в 1994 году.

Пока айну не признаны, они отмечаются как люди без национальности, как этнические русские или камчадалы. Поэтому в 2016 году, и курильские айну, и курильские камчадалы лишены прав на охоту и рыбалку, которая есть у малочисленных народов Дальнего Севера.

Айны удивительные

Сегодня айнов осталось очень мало, около 25 000 человек. Они обитают в основном на севере Японии и практически полностью ассимилированы населением этой страны.

Айны - коренной народ Японии. Неизвестная история

Музыка из древности. Айны - Старые фото и песни

Николай Левашов о Курильских островах и Японии

Все в курсе, что американцы не коренное население США, точно так же как и теперешнее население Южной Америки. А вы знали, что японцы не являются коренным населением Японии?

Кто же тогда жил в этих местах до них?

До них здесь проживали айны, таинственный народ, в происхождении которого до сих пор много загадок. Айны некоторое время соседствовали с японцами, пока последним не удалось вытеснить их на север.

О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов. И даже символ Японии - великая гора Фудзияма - имеет в своем названии айнское слово «фудзи», что означает «божество очага». Как считают ученые, айны заселили японские острова около 13 000 лет до нашей эры и образовали там неолитическую культуру Дзёмон.

Айны не занимались земледелием, они добывали пропитание охотой, собирательством и ловлей рыбы. Жили они небольшими поселениями, достаточно удаленными друг от друга. Поэтому ареал их проживания был довольно обширен: японские острова, Сахалин, Приморье, Курильские острова и юг Камчатки.

Примерно в 3 тысячелетии до нашей эры на японские острова прибыли монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев. Новые поселенцы принесли с собой культуру риса, позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории. Так начались тяжелые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя колонизаторам свои исконные земли.

Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам долго не удавалось победить их. Очень долго, почти 1500 лет. Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства - харакири.

Японцы смогли победить айнов только после изобретения пушек, успев к этому моменту многое у них перенять по части военного искусства. Кодекс чести самураев, умение владеть двумя мечами и упоминавшийся ритуал харакири - эти, казалось бы, характерные атрибуты японской культуры на самом деле были заимствованы у айнов.

О происхождении айнов ученые спорят до сих пор. Но то, что этот народ не является родственным другим коренным народам Дальнего Востока и Сибири, уже доказанный факт. Характерная черта их внешности - очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы. Долгое время считалось, что они могут иметь общие корни с народами Индонезии и аборигенами Тихого океана, так как у них схожие черты лица. Но генетические исследования исключили и этот вариант.

А прибывшие на остров Сахалин первые русские казаки даже приняли айнов за русских, настолько они были не похожи на сибирские племена, а напоминали скорее европейцев. Единственной группой людей из всех проанализированных вариантов, с кем у них наблюдается генетическое родство, оказались люди эпохи Дзёмон, которые предположительно и были предками айнов.

Айнский язык также сильно выбивается из современной лингвистической картины мира, и ему пока не нашли подходящего места. Получается, что за время длительной изоляции айны потеряли связь со всеми другими народами Земли, и некоторые исследователи даже выделяют их в особую айнскую расу.

Сегодня айнов осталось очень мало, около 25 000 человек. Они обитают в основном на севере Японии и практически полностью ассимилированы населением этой страны.

Айны в России

Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в XVIII веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине XVIII века более полутора тысячи айнов приняли русское подданство. Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными).

Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (айну со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айну - два разных народа. Тем не менее, для русских айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.

Айну были на стороне русских в течение русско-японских войн XIX века. Однако, после поражения в Русско-японской войне 1905 года, русские бросили их на произвол судьбы. Сотни айну были уничтожены и их семьи насильно переправлены на Хоккайдо японцами. В итоге, русским не удалось отвоевать айну в ходе Второй мировой. Только несколько представителей айну решили остаться в России после войны. Более 90 % уехали в Японию.

По условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года, Курилы отошли Японии, вместе с проживающими на них айну. 83 северокурильских айну 18 сентября 1877 года прибыли в Петропавловск-Камчатский, решив остаться под управлением России. Они отказались переселиться в резервации на Командорских островах, как им предлагало российское правительство. После чего, с марта 1881 года, на протяжении четырёх месяцев они пешком добирались до деревни Явино, где позже обосновались.

Позже была основана деревня Голыгино. Ещё 9 айнов прибыли из Японии в 1884 году. Перепись 1897 года указывает на 57 человек населения Голыгино (все - айну) и 39 человек в Явино (33 айну и 6 русских). Советской властью обе деревни были уничтожены, а жители были переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района. В итоге, три этнические группы ассимилировались с камчадалами.

Северокурильские айну в данный момент - самая большая подгруппа айну на территории России. Семья Накамура (южнокурильская по отцовской линии) - наименьшая и насчитывает только 6 человек, живущих в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть несколько тех, кто определяет себя как айну, но гораздо больше айну себя таковыми не признают.

Большинство из 888 японцев, проживающих в России (перепись 2010), имеют айнское происхождение, хоть и не признают это (чистокровным японцам разрешён въезд в Японию без визы). Похожая ситуация с амурскими айнами, проживающими в Хабаровске. И считается, что из камчатских айну в живых уже никто не остался.

Завершающая

В 1979 году СССР вычёркивает этноним «Айну» из списка «живых» этнических групп России, тем самым провозгласив, что этот народ на территории СССР вымер. Судя по переписи 2002 года, никто не вписал этноним «айну» в поля 7 или 9.2 формы К-1 переписи

Есть такие сведения, что наиболее прямые генетические связи по мужской линии айны имеют, как ни странно, с тибетцами - половина их является носителями близкой гаплогруппы D1 (сама же группа D2 практически не встречается за пределами Японского архипелага) и народами мяо-яо на юге Китая и в Индокитае.

Что касается женских (Мт-ДНК) гаплогрупп, то у айнов доминирует группа У, которая встречается также и у других народов Восточной Азии, но в небольшом количестве.

Японцы захватили «японские» острова, уничтожив коренных жителей

Все знают, что американцы — не коренное население США, точно так же, как и теперешнее население Южной Америки. А вы знаете, что японцы тоже не являются коренным населением Японии? Кто же тогда жил на этих островах до них?…

До них здесь проживали айны, таинственный народ, в происхождении которого до сих пор много загадок. Айны некоторое время соседствовали с японцами, пока последним не удалось вытеснить их на север. О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов. И даже символ Японии - великая гора Фудзияма - имеет в своём названии айнское слово «фудзи», что означает «божество очага». Как считают учёные, айны заселили японские острова около 13 000 лет до нашей эры и образовали там неолитическую культуру Дзёмон.

Айны не занимались земледелием, они добывали пропитание охотой, собирательством и ловлей рыбы. Жили они небольшими поселениями, достаточно удалёнными друг от друга. Поэтому ареал их проживания был довольно обширен: японские острова, Сахалин, Приморье, Курильские острова и юг Камчатки.

Примерно в 3 тысячелетии до нашей эры на японские острова прибыли монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев. Новые поселенцы принесли с собой культуру риса, позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории. Так начались тяжёлые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя колонизаторам свои исконные земли.

Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам долго не удавалось победить их. Очень долго, почти 1500 лет. Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства - харакири.

Японцы смогли победить айнов только после изобретения пушек, успев к этому моменту многое у них перенять по части военного искусства. Кодекс чести самураев, умение владеть двумя мечами и упоминавшийся ритуал харакири - эти, казалось бы, характерные атрибуты японской культуры на самом деле были заимствованы у айнов.

О происхождении айнов учёные спорят до сих пор

Но то, что этот народ не является родственным другим коренным народам Дальнего Востока и Сибири, уже доказанный факт. Характерная черта их внешности - очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы. Долгое время считалось, что они могут иметь общие корни с народами Индонезии и аборигенами Тихого океана, так как у них схожие черты лица. Но генетические исследования исключили и этот вариант.

А прибывшие на остров Сахалин первые русские казаки даже приняли айнов за русских, настолько они были не похожи на сибирские племена, а напоминали скорее европейцев. Единственной группой людей из всех проанализированных вариантов, с кем у них наблюдается генетическое родство, оказались люди эпохи Дзёмон, которые предположительно и были предками айнов. Айнский язык также сильно выбивается из современной лингвистической картины мира, и ему пока не нашли подходящего места. Получается, что за время длительной изоляции айны потеряли связь со всеми другими народами Земли, и некоторые исследователи даже выделяют их в особую айнскую расу.

Айны в России

Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в XVIII веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине XVIII века более полутора тысячи айнов приняли русское подданство. Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными). Составленное при российской императрице Екатерине II «Пространственное землеописание Российского государства», включило в состав Российской империи не только все Курильские острова, но и остров Хоккайдо.

Причина - этнические японцы на тот момент даже не заселили его. Коренное население - айны - по итогам экспедиции Антипина и Шабалина были записаны российскими подданными.

С японцами айны воевали не только на юге Хоккайдо, но и в северной части острова Хонсю. Сами же Курильские острова казаки исследовали и обложили налогами еще в XVII веке. Так, что Россия может потребовать у японцев Хоккайдо.

Факт российского подданства жителей Хоккайдо был отмечен в письме Александра I японскому императору в 1803 году. Причем это не вызывало с японской стороны никаких возражений и тем более официального протеста. Хоккайдо для Токио был иноземной территорией вроде Кореи. Когда первые японцы прибыли на остров в 1786 году, им навстречу вышли айны, носящие русские имена и фамилии. И более того - христиане правоверного толка! Первые претензии Японии на Сахалин датируются лишь 1845 годом. Тогда император Николай I немедленно дал дипломатический отпор. Лишь ослабление России в последующие десятилетия привело к оккупации южной части Сахалина японцами.

Интересно, что большевики в 1925 году осудили прежнее правительство, отдавшее Японии русские земли.

Так что в 1945 году была лишь восстановлена историческая справедливость. Армия и флот СССР силой решили русско-японский территориальный вопрос. Хрущев в 1956 году подписал Совместную декларацию СССР и Японии, статья 9 которой гласила:

«Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

Целью Хрущева была демилитаризация Японии. Он был готов пожертвовать парой маленьких островов ради того, чтобы убрать американские военные базы от советского Дальнего Востока. Сейчас, очевидно, о демилитаризации речь уже не идет. Вашингтон вцепился в свой «непотопляемый авианосец» мертвой хваткой. Причем зависимость Токио от США даже усилилась после аварии на АЭС Фукусима. Ну а раз так, то и безвозмездная передача островов в качестве «жеста доброй воли» теряет свою привлекательность. Разумно не следовать хрущевской декларации, а выдвинуть симметричные претензии, опираясь на известные исторические факты. Потрясать древними свитками и манускриптами, что является нормальной практикой в подобных делах.

Настойчивое требование отдать Хоккайдо стало бы холодным душем для Токио. Пришлось бы спорить на переговорах уже не о Сахалине или даже не о Курилах, а о своей собственной на данный момент территории. Пришлось бы защищаться, оправдываться, доказывать свое право. Россия из дипломатической обороны перешла бы таким образом в наступление. Тем более, что военная активность Китая, ядерные амбиции и готовность к военным действиям КНДР и другие проблемы в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе дадут лишний повод к подписанию Японией мирного договора с Россией.

Но вернёмся к айнам

Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (айну со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айну - два разных народа. Тем не менее, для русских айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.

Айну были на стороне русских в течение русско-японских войн XIX века. Однако, после поражения в Русско-японской войне 1905 года, русские бросили их на произвол судьбы. Сотни айну были уничтожены и их семьи насильно переправлены на Хоккайдо японцами. В итоге, русским не удалось отвоевать айну в ходе Второй мировой. Только несколько представителей айну решили остаться в России после войны. Более 90 % уехали в Японию.

По условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года, Курилы отошли Японии, вместе с проживающими на них айну. 83 северокурильских айну 18 сентября 1877 года прибыли в Петропавловск-Камчатский, решив остаться под управлением России. Они отказались переселиться в резервации на Командорских островах, как им предлагало российское правительство. После чего, с марта 1881 года, на протяжении четырёх месяцев они пешком добирались до деревни Явино, где позже обосновались.

Позже была основана деревня Голыгино. Ещё 9 айнов прибыли из Японии в 1884 году. Перепись 1897 года указывает на 57 человек населения Голыгино (все - айну) и 39 человек в Явино (33 айну и 6 русских). Советской властью обе деревни были уничтожены, а жители были переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района. В итоге, три этнические группы ассимилировались с камчадалами.

Северокурильские айну в данный момент - самая большая подгруппа айну на территории России. Семья Накамура (южнокурильская по отцовской линии) - наименьшая и насчитывает только 6 человек, живущих в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть несколько тех, кто определяет себя как айну, но гораздо больше айну себя таковыми не признают.

Большинство из 888 японцев, проживающих в России (перепись 2010), имеют айнское происхождение, хоть и не признают это (чистокровным японцам разрешён въезд в Японию без визы). Похожая ситуация с амурскими айнами, проживающими в Хабаровске. И считается, что из камчатских айну в живых уже никто не остался.

Эпилог

В 1979 году СССР вычёркивает этноним «Айну» из списка «живых» этнических групп России, тем самым провозгласив, что этот народ на территории СССР вымер. Судя по переписи 2002 года, никто не вписал этноним «айну» в поля 7 или 9.2 формы К-1 переписи. Есть такие сведения, что наиболее прямые генетические связи по мужской линии айны имеют, как ни странно, с тибетцами - половина их является носителями близкой гаплогруппы D1 (сама же группа D2 практически не встречается за пределами Японского архипелага) и народами мяо-яо на юге Китая и в Индокитае.

Что касается женских (Мт-ДНК) гаплогрупп, то у айнов доминирует группа У, которая встречается также и у других народов Восточной Азии, но в небольшом количестве. В течение переписи 2010 года около 100 человек попытались зарегистрировать себя как айны, но правительство Камчатского края отклонило их претензии и записало их как камчадалов.

В 2011 году глава Айнского сообщества Камчатки Алексей Владимирович Накамура направил письмо губернатору Камчатки Владимиру Ильюхину и председателю местной думы Борису Невзорову с просьбой включить айнов в Список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Запрос был также отклонён. Алексей Накамура сообщает, что в 2012 году в России отмечено 205 айнов (сравните с 12 людьми, отметившимися в 2008), и они, как и курильские камчадалы, борются за официальное признание. Айнский язык вымер много десятилетий назад.

В 1979 году только три человека на Сахалине могли бегло говорить по-айнски, и там язык полностью вымер к 1980-м годам. Хотя Кэйдзо Накамура бегло говорил на сахалинско-айнском и даже перевёл несколько документов на русский для НКВД, он не передал язык своему сыну. Такэ Асаи, последний, кто знал сахалинский айнский язык, умер в Японии в 1994 году.

Пока айну не признаны, они отмечаются как люди без национальности, как этнические русские или камчадалы. Поэтому в 2016 году, и курильские айну, и курильские камчадалы лишены прав на охоту и рыбалку, которая есть у малочисленных народов Дальнего Севера.