Статистика авиакатастроф в мире за 10 лет. Обзор статистики авиакатастроф в мире. Как часто падают самолеты статистика

Каждые 2-3 секунды кто-то приземляется или взлетает. Одни этому радуются, другие боятся. А стоит ли поддаваться страху? Ответ даст статистика: как часто падают самолеты, где это случается и насколько велика вероятность падения.

Ежедневно в небо взмывает около 100 тыс самолетов, и, как ни странно, столько же успешно садится. За год воздушные судна перевозят около 4,5 млрд человек, это больше половины населения Земли. Как думаете, сколько из них пополняют статистику погибших в авиакатастрофах? Не более 1000 в год. Соотношение впечатляет, правда?

За все время существования гражданской авиации (почти 100 лет) погибло менее 150 тыс человек. Это меньше, чем гибнет за месяц в ДТП по всему миру.

Сколько самолетов падает в год

Согласно Википедии , за последние 6 лет в мире произошло 107 авиакатастроф со смертельным исходом, в которых погибло 3245 человек. В год это примерно 540 жертв. Важно уточнить, что в статистике учтены как коммерческие лайнеры, так и частные небольшие самолеты, а количество жертв указано с учетом погибших на земле. То есть, если падающий самолет протаранил автобус с 10 пассажирами, то они тоже учтены в статистике. Поэтому реальные цифры авиакатастроф пассажирских самолетов значительно меньше.

2010 год : 14 аварий, в которых погибло 792 человека. Самая масштабная трагедия — неудачная посадка индийского лоукостера на Боинге 737 (158 жертв) и падение польского ТУ-154 под Смоленском (96 погибших).

2011 год прошел без громких падений самолетов. Самое большое число жертв (77 человек) было в иранском Боинге 727, который не удалось посадить из-за плохих метеоусловий. Всего же было зафиксировано 45 авиакатастроф, в которых погибло 552 человека. Как понятно из статистики, в основном, это были легкие самолеты, на борту которых было не больше 10 человек.

2012 год : 23 аварии, 315 погибших. Самый тяжелый случай — падение пакистанского Боинга 737, в котором погибли все находящиеся на борту (127 человек).

2013 год был относительно спокойным: всего 5 аварий самолетов, общее количество жертв — 128 человек. 50 из них погибло в Боинге 737, разбившемся под Казанью.

2014 год крепко подпортил статистику авиакомпаниям: 15 аварий, с общим количеством жертв — 980 человек. Наиболее масштабное происшествие — сбитый над Украиной Боинг 777, на борту которого находилось 298 человек.

2015 год унес 478 жизней всего в 5 авиакатастрофах. Наиболее громкая — упавший над в результате теракта российский Airbus A321, жертвами которого стало 224 человека.

2016 год запомнился крушением ТУ-154 Минобороны России, в котором погибло 100 человек (92 пассажира и 8 членов экипажа. Всего же за 12 месяцев авиатранспорт стал причиной смерти 389 человек.

2017 год вошел в историю как самый безопасный за всю историю существования гражданской авиации. Всего за 12 месяцев погибло 67 человек.

В какой стране чаще падают самолеты

Если принимать в расчет исключительно пассажирские авиаперевозки, то ярко выраженного «Бермудского треугольника», в котором чаще всего падают самолеты, нет. А вот если взять статистику по всему воздушному транспорту, то результат будет несколько неожиданным.

За те же 6 лет больше всего авиакатастроф произошло… в России — 41, количество погибших — 559 человек. За тот же период в США случилось 11 авиапроисшествий. Интересно отметить, что последнее было еще в 2013 году. Следующей идет Украина (7 катастроф), Конго (6) и Германия (4, все в 2010 году).

В целом, цифры весьма обнадеживающие. Узнав, как часто падают самолеты по статистике, надеемся, вы будете увереннее чувствовать себя в полете.

Авиакатастрофа хоккейной команды "Локомотив Ярославль" © Reuters

Авиакатастрофа под Тюменью, в которой погиб 31 человек, стала первой катастрофой такого масштаба в 2012 году.

После трагического для российской авиации 2011 года Россия снова с большим отрывом лидирует в мировой статистике авиакатастроф.

Мы попытались разобраться, как часто в России падают самолеты, почему это происходит, и вспомнили самые масштабные авиакатастрофы десятилетия.

Смертельная статистика

Историческим лидером по числу авиакатастроф являются США. По данным Aviation Safety Network , начиная с 1945 года, там разбились 653 гражданских самолета. В результате аварий погибло почти 10 тыс. человек.

С 2007 года в авиакатастрофах в России погибли 293 человека.

Россия занимает второе место. За последние 66 лет на территории СССР и РФ произошло 266 аварий, в которых погибло 6,5 тыс. человек. Следует отметить, что Россия и США лидируют во многом благодаря объему авиаперевозок - чем больше рейсов, тем выше вероятность аварии.

Но количество авиакатастроф в мире и в США, в частности, с годами сокращается. Если в 1990-х при крушении самолетов погибло 12 тыс. человек, то в 2000-х число жертв составило 8,2 тыс. Вот график количества смертей в авиакатастрофах по США за 1945-2010 года:

На этом фоне статистика по России выглядит удручающе. Так, если с 2007 года в авиакатастрофах в США погибли 118 человек, то в России за этот же период - 293 человека.

Самым трагическим для российской авиации стал прошлый год. Россия заняла первое место по смертельным авиакатастрофам, уступив лишь Конго. За 2011 год во всем мире в крушениях самолетов погибли 514 человек, из них 120 - в РФ, то есть более 20% от всего количества жертв. 2012 год, начавшийся с только укрепил позицию РФ.

Смотрите график жертв авиакатастроф по СССР и России за последние 65 лет:

Причины катастроф

Среди основных причин авиакатастроф в России эксперты называют плохую подготовку пилотов. Чтобы выпустить одного летчика необходимо сжечь от 60 до 160 тонн керосина. Из-за высокой стоимости топлива пилотов часто учат летать только на тренажерах. А по статистике, причиной 80% авиакатастроф является человеческий фактор.

Еще одна причина катастроф - ветхость российского авиапарка. Так, в 2005 году лишь 37% пассажирооборота приходилось на самолеты нового поколения. Остальные 63% - еще советские воздушные суда.

Например, Як-42, на котором разбилась хоккейная команда "Локомотив", в 2009 году был запрещен в Евросоюзе из-за серьезных недостатков в области безопасности.

  • СМОТРИТЕ ФОТО:

Ил-76 и Boeing-737 JT8D возглавили рейтинг самых опасных самолетов, составленный американским деловым журналом BusinessWeek. На каждые 500 тыс. летных часов приходится одна авиакатастрофа. Также в тройку вошел Ту-154: в среднем разбивается каждый тысячный рейс.

Чаще всего в России падают "кукурузники" Ан-2, вошедшие в Книгу рекордов Гиннеса как единственные в мире самолеты, которые выпускаются уже более 60 лет. Ан-2 не обязательно самый ненадежный самолет - просто он самый распространенный. Но с годами отказ техники становится причиной катастрофы все чаще.

Катастрофы десятилетия в России

21 июня 2011 года произошла авиакатастрофа Ту-134 в Карелии. Самолет совершил жесткую посадку возле аэропорта Петрозаводска. Фюзеляж развалился, начался пожар. Погибли 46 человек из 52, которые были на борту.

  • СМОТРИТЕ ФОТО:

В июле в Томской области . В полете загорелся двигатель, но пилотам удалось посадить самолет на воду, хоть не без жертв - из 37 пассажиров и членов экипажа погибли семеро.

7 сентября под Ярославлем разбился Як-42 с хоккейной командой "Локомотив" на борту. Из 45 человек, которые были на борту, выжил только один бортинжинер.

В августе 2010 года в Красноярском крае разбился самолет Ан 24. Он упал при заходе на посадку в аэропорту Игарки и загорелся. В катастрофе погибли 12 человек.

В сентябре 2008 года при посадке в аэропорту Перми разбился Боинг-737 авиакомпании "Аэрофлот Норд", летевший из Москвы. Все находившиеся на борту 88 человек погибли. Причиной авиакатастрофы стали ошибочные действия пилотов.

9 июля 2006 года в аэропорту Иркутска разбился Airbus A310. Самоолет выкатился за пределы посадочной полосы. Погибли 125 человек.

22 августа возле Донецка разбился Ту 154М "Пулковских авиалиний". Самолет, летевший рейсом 612 из Анапы в Санкт-Петербург, пытался проскочить над грозовым облаком, вместо того, чтобы обойти его сбоку, свалился в плоский штопор и врезался в землю на скорости 300 км/ч. На борту находились 170 человек, все они погибли на месте. Эта трагедия стала крупнейшей авиакатастрофой в истории российской авиации.

24 августа 2004 года два российских самолета потерпели катастрофу в результате терактов. Ту 154 и Ту 134 вылетели из московского аэропорта "Домодедово" в Сочи и Волгоград. На борту каждого из них оказалось по одной террористке-смертнице. Почти одновременно они устроили взрывы, и оба самолета упали. Погибли все 90 человек, находившиеся в двух самолетах. Позднее ответственность за теракты взял лидер чеченских боевиков Шамиль Басаев. Он заявил, что организация взрывов обошлась ему в $4 тыс.

В августе 2002 года в Чечне произошла самая крупная катастрофа вертолета в мире. Ми-26 с военными на борту был сбит ракетой. При этом вертолет был перегружен в два раза, да еще и приземлился на минное поле. Погибли 127 человек.

В июле 2001 года в аэропорту Иркутска разбился Ту-154. Пилот ошибся, заходя на посадку. Погибли все 145 человек.

В октябре в Черное море упал российский Ту-154, летевший из Тель-Авива. Погибли все, кто был на борту, - 77 человек. Самолет был случайно сбит украинской ракетой.

Узнавайте самые интересные новости от на

В данной статье приведен список авиакомпаний расположенных с 50 по 60 места этого рейтинга, другими словами самые ненадежные компании, о чем свидетельствует статистика числа катастрофи их жертв.

10. SAS Scandinavian Airlines

SAS Scandinavian Airlines - мультинациональная авиакомпания, принадлежащая Дании, Норвегии и Швеции.Компания была основана в 1946 году для организации авиа сообщения между скандинавскими странами. SAS интересна тем, что она была первой авиакомпанией, которая в 1957 году открыла кругосветный рейс, проходящий через Северный полюс. С момента основания компании произошло 11 катастроф, в которых погибло 207 человек.

9. South African Airways

South African Airways - крупнейшая авиакомпания ЮАР, выполняющая как внутренние, так и международные рейсы. Работает компания уже весьма продолжительное время - с 1934 года, за которое произошло 7 авиакатастроф, в которых погибли более 300 человек.

8. Thai Airways International

Thai Airways International - тайский национальный авиа перевозчик. Компания знаменита тем, что совершает один из длиннейших беспосадочных пассажирских перелетов из Бангкока в Лос-Анджелес, время в полете которого составляет 16, 5 часов. За историю компании, ведущуюся с 1960 года,было 2 катастрофы - в 1992 и 1998 годах, в которых погибли 215 человек.

7. Turkish Airlines

Turkish Airlines - передовой авиа перевозчик Турции, выполняющий международные и внутренние рейсы. За 80-летнюю историю компании произошло 3 катастрофы на международных рейсах и 18 на внутренних, в которых погибло 369 человек.Больше всего жертв было в катастрофе 1974 года - 346 человек. До 1977 года это былокатастрофой с самым большим количеством жертв.

6. Saudi Arabian Airlines

Saudi ArabianAirlines - ведущая авиакомпания Саудовской Аравии, занимает третье место среди перевозчиков Ближнего Востока после Emirates иEtihad . Компания основана в 1945 году, после того как Франклин Рузвельт подарил султану Абдель аль-Азизу Ибн Сауду самолет.За историю компании зарегистрировано 10 инцидентов, в которых погибло 653 человека. Одно из самых страшных столкновений в воздухе произошло с участием Saudi Arabian Airlines в ноябре 1996 года, когда Boeing 747,следовавший из Дели в Джидду, столкнулся сразу после взлета с приземлявшимся Ил-76, принадлежавшем KazakstanAirlines - в этой катастрофе погибло 349 человек на обоих суднах.

5. Korean Air

Korean Air -крупнейшая авиакомпания Южной Кореи, входит в двадцать ведущих компаний по количеству перевозимых пассажиров и занимает достаточно высокий показатель в статистике аварийности. С момента образования компании в 1962 годуKorean Air потеряла 16 своих самолетов в воздушных инцидентах, в которых погибло более 700 человек. В авиапарке компании 27 самолетов, средний возраст которых 8,8 лет.

4. GOL Transportes Aereos

GOL Transportes Aereos - бюджетный авиаперевозчик Бразилии,ведущий свою историю с 2001 года. За 12 лет работы произошло 2 авиакатастрофы - в 2003 самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы в условиях плохой видимости и врезался в бетонную стену - пострадавших не оказалось. Второй инцидент произошел в 2006 году, когда самолет столкнулся в небе с частным авиалайнером, тогда погибли все 155 человек находившиеся на борту.

3. Air India

Air India - ведущий перевозчик Индии, совершающий как пассажирские, так и грузовые перевозки. Air India основана в 1932 году и является государственной компанией. Флот состоит из 68 самолетов, средний возраст которых 9,5 лет. Всего за историю компании зарегистрировано 7 инцидентов, из которых 2 террористические атаки, в которых погибли более 830 человек.

2. TAM Airlines

TAM Airlines - крупнейший авиа перевозчик Латинской Америки. Компания образована в 1976 году государственным распоряжением, на данный момент имеет в своем парке 146 самолетов. С 1979 по 2007 произошло 8 инцидентов, в которых погибли 344 человека. Самая страшная из аварий, которая унесла жизни 199 человек, произошла в 2007 году, когда самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в грузовой склад авиакомпании. Эта авария является крупнейшей в Латинской Америке.

1. China Airlines

China Airlines - национальный перевозчик Китайской Республики. Флот представляет собой46 самолетов, средний возраст которых 7 лет. China Airlines - самая небезопасная авиакомпания по версии аналитического центра. За последние 30 лет в результате катастроф погибли 755 человек.

Аэрофлот

С 1953 года с самолетами Аэрофлота произошло 127 авиакатастроф, в которых погибли 6895 человек. Аэрофлот занимает 39 место в рейтинге самых безопасных авиакомпаний мира, так как эксперты Jacdec рассматривают деятельность компании только с 1992 года (после распада Аэрофлота СССР). Тут следует сказать, что с момента создания ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» не произошло ни одной аварии. В свою очередь с самолетами дочерних компаний произошли 4 аварии унесшие жизни 251 человека.

Благодаря средствам массовой информации малейшее происшествие с авиатранспортом стает известным не только на территории события, но и в других странах. Из-за этого многие люди боятся пользоваться воздушными суднами, считая их ненадежными. Однако статистика самолетов показывает, что причиной катастроф в 80% случаев является человеческий фактор.

Почему падают самолеты

Около 15% авиакатастроф происходят из-за технических неполадок. Статистика разбившихся самолетов показывает, что оба фактора тесно взаимосвязаны между собой. Ведь каким бы опытным ни был пилот, при серьезных неисправностях техники, все его знания и усилия могут оказаться бесполезными, особенно в старых моделях. показывает, что происшествие может случиться в любое время. Специалисты вывели приблизительные показатели в процентах:

  • во время загрузки – 5%;
  • при взлете – 17%;
  • в период набора высоты – 8%;
  • при снижении – 3%;
  • во время захода на посадку – 7%;
  • во время посадки – 51%.

Падения самолетов из-за неисправностей во время полета по статистике составляет 6% от общего количества происшествий. В остальных случаях другие причины (например, террористические акты). Большинство происшествий случаются при посадке. Но здесь учитываются не только плановые приземления авиатранспорта. Нередко экипаж просит разрешения посадить машину по причине сбоя в работе механизма, чтобы избежать трагичных последствий. Например, довольно часто в двигатель попадают птицы, что может привести к возникновению пожара. Анализ статистики падающих самолетов показывает, что пернатые считаются главным врагом воздушных суден в небе.


Технические неполадки являются не единственной причиной незапланированных приземлений авиатранспорта. По статистике вынужденные посадки самолетов при ухудшении климатических условий далеко не редкость. Незапланированное приземление может произойти из-за внезапных проблем со здоровьем пассажира или члена экипажа. Статистика самолетов также зафиксировала несколько случаев вынужденной посадки по причине ссоры между пассажирами.

Статистика падений самолетов


Авиакомпании делают все возможное, чтобы перелеты были предельно безопасными. Статистика крушений самолетов в мире зафиксировала 9 случаев в 2017 году. Сюда не входят военные и маловместительные, в т. ч. личные самолеты. Всего погибло 67 человек.

В 2017 году показатели статистики крушений самолетов в России снизились на 53%. Количество смертельных случаев пассажиров воздушных суден сократилось на 81%. Сравнительная :

Статистика падения самолетов в России выделила три федеральных округа, где чаще всего происходят авиакатастрофы:

  1. Южный – 24%.
  2. Дальневосточный – 24%.
  3. Центральный – 17%.

Когда произойдет трагическое событие определить сложно. Однако за последние пятьдесят лет безопасность передвижения воздушным транспортом выросла в 482 раза. Статистика самолетов показывает, что 50 лет назад вероятность смерти пассажира в результате авиакатастрофы составляла 1:264 тыс. Сегодня показатель уменьшился до 1:127,5 млн.

Статистика полетов самолетов демонстрирует более доверительное отношение граждан к воздушному транспорту. Ежегодно количество желающих воспользоваться таким способом передвижения возрастает. Только в прошлом году численность пассажиров превышала 1 млрд.

Авиакатастрофы со смертельным исходом

Статистика падений самолетов в мире с летальным исходом отображает не только число погибших пассажиров, но и количество жертв на земле:

Год Количество авиакатастроф Количество погибших
2010 14 792
2011 45 552
2012 23 315
2013 5 128
2014 15 980
2015 5 478
2016 19 389
2017 10 77

Статистика крушений самолетов за последние несколько лет, где при падении погибли если не все, то большая часть пассажиров:

Дата Марка самолета Место падения Причина аварии Количество жертв
18.01.15 Армейский грузовой Около аэропорта «Абу-аз-Зухур» Климатические условия 35
26.01.15 F-16 Испания Не сумел набрать нужную высоту при взлете 11
04.02.15 ATR-72 Река Цзилун Ошибка командира экипажа 43
10.03.15 Два вертолета Аргентина Столкновение 10 (все пассажиры)
24.03.15 Airbus A320 Юг Франции Преднамеренные действия второго пилота 150
30.06.15 Hercules C-13OB Северная Суматра Неисправность двигателя 141
16.08.15 ATR Индонезия Столкновение с горой 54
31.10.15 Airbus-321 Синайский полуостров Технические неисправности 224
24.02.16 DHC-6 Горы Непала Неизвестны 23
19.03.16 Boeing 737-800 Ростов-на-Дону Плохая видимость при посадке 62
19.05.16 Airbus A320 Средиземное море Технические неполадки 66
01.06.16 Ил-76 Иркутская область Во время тушения природных врезался в сопку 10 (все пассажиры)
29.11.16 Avro RJ85 Колумбия Недостаток запаса топлива 77
03.12.16 Полицейский Индонезия Специалисты предполагают, что взрыв 13 (все пассажиры)
07.12.16 ATR-42 Пакистан Отказ двигателя 47
25.12.16 Еу-154 Сочи Ошибки экипажа и технические неполадки 92
16.01.17 Boeing 747, грузовой Возле Бишкека Ошибка пилотов

По статистике отказ и сбои радиосвязи с самолетами наблюдаются постоянно во время крушений. Поэтому специалисты долгое время изучают останки транспорта, чтобы определить причину аварии. Статистика крушений самолетов по странам за 10 лет:

  1. Россия – 41.
  2. США – 11.
  3. Украина – 7.
  4. Конго – 6.
  5. Германия – 4.

Какие модели воздушных суден наиболее безопасные

Статистика самых надежных самолетов:

  1. Boeing 737.
  2. Boeing 747.
  3. Airbus A330.
  4. Airbus A340.
  5. Boeing 777.

Статистика безопасных самолетов по моделям:

  1. Ил-86, 96.
  2. Ту-204.
  3. Airbus A380.
  4. Embraer 135,140, 145,170,175,190,195.
  5. McDonnell Douglas MD-90.
  6. Fokker-70.

Какие самолеты падают чаще всего по статистике? Наиболее опасные воздушные судна:

  1. Boeing 737 JT8D.
  2. Ил-76.
  3. Ту-154.
  4. Airbus A310.
  5. McDonnell Douglas DC-9.
  6. Ту-134.
  7. Boeing 727.
  8. McDonnell Douglas MD-80.
  9. McDonnell Douglas DC-10/11.

Надежные авиакомпании

Безопаснее всего летать самолетами следующих :

Самые безопасные российские авиакомпании:

  1. Аэрофлот . Компания основана в 1923 году. Занимается внутренними и международными перевозками.
  2. Сибирь или S7 Airlines . Компания основана в 1957 году. За все время отмечено три катастрофы.
  3. Россия – дочерняя компания Аэрофлота.

Развитие авиастроительства в России

Статистика производства самолетов в России по годам показывает, что после распада СССР выпуск новых машин приостановился. За рубежом закупали самолеты Airbus и Boeing. Спустя несколько лет правительство осознало свою ошибку и сделало все возможное, чтобы возродить авиастроительство. Недавно первые испытания по надежности прошел МС-21. В ближайшем будущем планируется выпуск следующих моделей:

  1. Ил-114.
  2. Ил-96.
  3. Sukhoi Superjet 100.

По производству вертолетов также имеются улучшения. МИ-26, 28 и 35 ни в чем не уступают зарубежным конкурентам.

Среди военной техники активно разрабатывается истребитель ПАК ФА и бомбардировщик ПАК ДА.

Стоимость перелетов

Многие российские авиакомпании используют старый транспорт. Стоимость перелетов часто необоснованно завышена. на билеты самолетов показывает, что за рубежом летать значительно дешевле.

Неблагополучное начало года

Статистика катастроф самолетов и вертолетов за 1 квартал 2018 года зафиксировала шесть крупных крушений со смертельным исходом:

  • 11.02.2018 года – на борту российского Ан-148-100В погибло 72 пассажира;
  • 16.02.2018 года – в Мексике упал вертолет, унесший жизни 14 человек;
  • 18.02.2018 года – падение иранского ATR 72-600 привело к гибели 66 пассажиров;
  • 06.03.2018 года – в Сирии потерпел аварию российский самолет Ан-26. Погибло 39 военнослужащих;
  • 11.02.2018 года – произошло крушение небольшого самолета турецкой компании. Погибло 11 пассажиров;
  • 12.02.2018 года – упал бангладешский самолет, на борту которого были 71 пассажир. Погибло 40 человек.

Статистика самолетов порою фиксирует довольно крупные аварии. Причины крушений самые разные. Однако в сравнении с другими видами транспорта воздушные судна считаются самыми безопасными.