Столичный город называемый памятником современной архитектуры. Архитектура древних цивилизаций америки Шедевры современной архитектуры

Архитектура современного города складывается созвучно постоянному развитию урбанистической культуры, индустрии, росту общества. Социальный и технологический прогресс ускоряют и стимулируют дальнейшее развите старых городов и появление новых.

Архитектура города: немного общих сведений

Городское строительство призвано расширять инфраструктуру и жизненное пространство человека, создавать новые архитектурные комплексы. Другая, не менее важная его роль - сохранение исторически сложившегося облика города, поддержание его самобытной атмосферы.

Архитектура современного города включает в себя и благоустройство. Его цель - создание и улучшение условий для жизни горожан, сохранение природных ресурсов в рамках определенной территории.

Многие постсоветские города были выстроены по типовым проектам и потому до сих пор во многом похожи между собой. Однообразную советскую застройку можно встретить в каждой стране СНГ, будь то Казахстан, Армения или Россия. Но есть один город, с чьим уникальнейшим обликом мечтают познакомиться тысячи и тысячи людей всего мира, - это Москва.

Архитектура города Москвы

Москва - «центр мира», привлекающий к себе ежегодно многотысячные потоки туристов. Московскую архитектуру можно назвать своего рода исторической летописью, запечатлевшей победы и поражения, горести и радости всей долгой жизни столицы.

Для столичной архитектуры характерно направлений и образов, происходящее на протяжении столетий. Все события, происходящие на исторической сцене страны, так или иначе отразились в облике нашего города. 15-й век надолго запечатлел себя каменным зодчеством Успенского собора и Кремля. Правление Екатерины Великой запомнилось рождением классицизма - Сенат, Большой Театр, Дом Пашкова и Царицынский путевой дворец.

После Отечественной войны 1812 года столица строилась заново. Исторический музей, стали памятником тех времен. В 20-м веке появился модерн, его образцами считаются гостиницы «Националь», «Метрополь», Ярославский вокзал. 21-й век породил ультрасовременную архитектуру с ее небоскрёбами, торговыми центрами и многоэтажными офисами, которые по-своему украшают и дополняют многогранный

Современное зодчество как искусство

Формированием внешнего жизненного пространства людей через строительство новых и поддержание прежних строений занимается архитектура современного города. Искусство это включает три основных аспекта:

  • Градостроительство - создание и реконструкция зданий.
  • Архитектура объёмных сооружений - проектирование жилых и промышленных предприятий.
  • Ландшафтная архитектура - обустройство скверов, парковых зон, общественных садов.

Кроме того, архитектурная среда оказывает сильное эмоциональное воздействие на жителей. Наряду с другими факторами, она способствует развитию патриотического чувства.

Направления современной архитектуры

В разных странах архитектура современного города называется по-разному. У нас ее называют «модерн», в Германии «югендштиль», во Франции «арт-нуво». Модерн, как архитектурное течение, сформировался в конце 19-го - начале 20-го века. Для него характерен протест против устоявшегося, архаичного облика зданий. При строительстве в этом стиле впервые начали применяться сталь, бетон, стекло, впоследствии пластик и другие технологичные материалы. Этот стиль отличает не только внешняя эстетичность и продуманная функциональность. Следующим после модерна, в 20-х годах 20-го века, сформировался конструктивизм, вобравший в себя «душу» победившего пролетариата. Его основная задача - служить новому производству. При строительстве в основном использовался железобетон. По проектам конструктивистов создавались не только заводы и фабрики, но и жилые дома, школы, больницы, клубы.

Конец 40-х годов обозначен появлением минималистического направления в архитектуре, своего пика он достиг к 1960-м годам. Кредо минималистов - «Ничего лишнего!». Строения этого времени лаконичны, в них нет декора и иных излишеств. Главная идея проектировщиков-минималистов - поиск идеальной пропорции, сочетание комфорта и функциональности, в понимании того времени. Развитие современной архитектуры на этом не остановилось. Вскоре минимализм изжил себя, и на смену ему пришел современный стиль хай-тек, на многие годы укрепившийся в городском зодчестве.

Хай-тек - архитектура современного города

На формирование данной идеи оказали влияние новые технологии, сопровождающие Металл, стекло, ультрасовременные материалы и конструкции, монолитные формы, мощь и сила, воплощенная в зданиях, - это и есть стиль хай-тек. В него входят три поднаправления: индустриальный, бионический и геометрический хай-тек.

Индустриальное направление характеризуется своеобразной откровенностью дизайна. Оно выставляет напоказ все коммуникации, соединения, перекрытия, создавая на их основе декоративные и функциональные конструкции.

Геометрический хай-тек - это разнообразные геометрические формы, сочетание и сплетение самых неожиданных и необычных конфигураций.

Для бионического хай-тека характерно подражание облику живой природы, гармонизация внешнего вида зданий и жилищ с помощью плавных переходов и линий, свойственных тем, что распространены в природе.


Кому-то, возможно, покажется выдающимся успехом удачное оформление места для барбекю в собственном дворе. Но истинным триумфом можно назвать создание небоскребов и удивительных зданий, архитектурных шедевров, о которых не прекращается молва. Чтобы почтить гениев зодчества, мы составили список 10 самых красивых в архитектурном отношении столиц мира. Речь пойдет как о древних столицах, в которых сохранились памятники архитектуры древних веков, так и о современных мегаполисах, удивляющих своими футуристическими зданиями, а также о городах, где можно увидеть поразительное смешение стилей. Мы расскажем о столицах, в которых удалось соблюсти равновесие между классикой и модерном.

Хотите удивить друзей рассказом об отпуске и многочисленными фотографиями мест, в которых вы побывали? Планируя отпуск, вспомните наш рассказ и, возможно, вы захотите посетить именно эти города и узнаете много нового.

№10 - Бразилиа, Бразилия

Этот город возник в красной пустыне и достиг совершенства менее чем за 4 года. Он стал столицей страны, живым и дышащим организмом. Это Бразилиа, 10-й пункт нашего списка. Задуманный и спланированный архитектором Люсио Коста в 1957 году, этот город вмещает в себя множество зданий, сотворенных по замыслу всемирно известного архитектора Оскара Нимейера. С высоты птичьего полета он похож на крест, но многим напоминает по форме бабочку или самолет. Многие подвергали эту планировку критике, однако ЮНЕСКО объявила этот город объектом всемирного наследия.

Главными архитектурными шедеврами этой столицы принято считать Дворец Авроры (здесь находится официальная резиденция президента республики), Республиканский культурный комплекс, Кафедральный собор, Площадь Трех Властей (все здания на ней являются правительственными). В проектировании города немаловажное значение имели идеи Ле Корбюзье, французского архитектора, которого по праву считают отцом современного зодчества. Бразилиа - удивительная столица, хотя бы потому, что она была воздвигнута в кратчайшие сроки.

№9 - Дубай, ОАЭ

Вы столкнулись с вопросом, где раздобыть подъемный кран для реализации строительного проекта? Вините в этом Дубай. Подсчитано, что около 25% всех кранов мира задействованы на строительстве этого арабского города, и работают они круглые сутки. Битком набитый небоскребами, Дубай считается единственной столицей, в которой есть семизвездочный отель - башня Бурдж Аль-Араб, самый высокий отель в мире. Это удивительное сооружение имеет форму паруса.

Но и он меркнет в сравнении с другими зданиями, которые маячат на горизонте. Это Гидрополис - первый в мире подводный отель, Бурдж Дубай - самое высокое сооружение в мире, Всемирная Башня API World Tower, которая в будущем станет самым высоким отелем в мире, Дубайленд - парк развлечений на манер Диснейленда, который, как ожидается, превзойдет творение Уолта Диснея по размаху и красоте. Хотите одним глазком заглянуть в будущее? Смотрите сюда.

№8 - Афины, Греция

Акрополь, сердце древнегреческой цивилизации. Именно здесь черпают свое вдохновение зодчие ХХI века. Пожалуй, Акрополь придает всему городу поразительную основательность и мощь. Здесь вы увидите классические греко-римские колонны, некогда служившие опорой Парфенону, самому значительному из древних памятников Афин, вы увидите причудливые узоры и искусную резьбу на их вершинах. Кое-кому захочется остаться здесь, но если жаждете чего-то нового, обратите свой взор на здание Афинской Академии - в нем воплотилось современное видение классического греко-романского стиля. Есть еще и недавно реконструированный Афинский Олимпийский Стадион. Но стоит ли сомневаться в том, что именно древняя архитектура, то, что испытано веками, привлекает сюда многочисленных туристов. Вот почему мы и включили Афины в список самых интересных в архитектурном отношении столиц.

№7 - Флоренция, Италия

Многие считают этот город колыбелью и средоточием итальянского Возрождения. И, конечно, архитектура большинства сооружений во Флоренции отражает стиль эпохи Ренессанса. Это всемирно известный Палаццо Веккьо (Старый Дворец), где размещается городская ратуша, Академия Искусств - именно здесь можно увидеть Давида, величайшее творение Микеланджело, галерея Уфицци - один из старейших в мире музеев, главный музей Флоренции, экспозицию которого составляют шедевры эпохи Возрождения. Это также величественные и, словно воздушные, соборы, среди которых Санта Мария дель Фьоре - самый большой в Европе кафедральный собор, а также Базилика Святого Креста, довольно большая церковь. Уникальной достопримечательностью Флоренции является Понте Веккьо - Старый Мост - средневековое сооружение с мелкими лавочками и мастерскими по обе стороны.

№6 - Рим, Италия

Подобно Афинам, Рим - колыбель западной цивилизации, и в первую очередь об этом свидетельствует его богатейшая архитектура. Это подлинная классика: Колизей, Пантеон, Римский Форум, Храм Венеры в Риме. С ними могут состязаться в красоте более поздние сооружения - Площадь Святого Петра в Ватикане, Сикстинская капелла, Национальный памятник Виктору Эммануилу II. Современных зданий здесь не так уж и много, достаточно сказочного изобилия древних, возведенных в стиле классицизма и Возрождения. Именно благодаря великолепной архитектуре, Рим и был включен нами в список самых красивых столиц.

№5 - Шанхай, Китай

Китай сегодня активно развивает свою промышленность, и Шанхай - один из главных проектов, является безусловным свидетельством быстрого ее роста. При нынешнем масштабе решения о возведении тех или иных зданий принимается в считанные часы, а на разработку проекта уходит не более недели (на Западе для этого потребуются месяцы и годы). Стремительно развивается новый район Пудун, международный деловой центр Шанхая: здесь самые красивые и самые высокие здания, среди которых Башня Жинь Мао и телебашня Жемчужина Востока, где размещаются торговый центр, отель и смотровая площадка.

Путешествуя по реке, можно увидеть и прошлое города - здесь множество зданий, выстроенных в колониальном стиле, но постепенно их вытесняют современные сооружения, подобные Шанхайскому большому театру. Рядом идет строительство того, что в недалеком будущем может стать самым высоким сооружением в мире - это здание Всемирного финансового центра. Вы все еще не поняли, каким курсом движется Китай? Тогда смотрите.

№4 - Берлин, Германия

С 1989 года, с тех самых пор, как рухнула Стена, Берлин активно занялся реставрацией и преобразованием своих зданий. Самыми примечательными и известными являются, конечно, Рейхстаг, где некогда размещался нацистский парламент. Сегодня его накрывает новый стеклянный купол; район Потсдамской площади - ранее заброшенный, а нынче обновленный, здесь возвышается внушительный размеров Центр Sony и штаб-квартира концерна DaimlerChrysler, выстроенная за последние пять лет. Среди новейших также можно назвать здание нового Посольства Великобритании, Еврейский музей, спроектированный американским архитектором Даниэлем Либескиндом.

Здесь также множество образцов классической архитектуры и зданий в стиле неоклассицизма - Старый Музей, сохранившееся здание музея Bode, и Красная Ратуша (старая резиденция мэра).

№3 - Чикаго, Иллинойс

Это не просто город вкуснейших хот-догов и горячих спортивных болельщиков, здесь, в Городе Ветров, зародилась и развилась чикагская архитектурная школа - источник современной американской архитектуры. После опустошительного пожара 1871 года, уничтожившего более 2000 акров различных построек, Чикаго был застроен заново. Трудами архитекторов возник нынешний Чикаго, здесь есть множество памятных сооружений, о которых знает весь мир. Чтобы понять, что сегодня представляет собой этот город, стоит вспомнить, что само слово «небоскреб» впервые появилось именно здесь.

Главными достопримечательностями города называют: Сирс-билдинг - самую высокую башню в США, Ригли-билдинг - треугольное офисное здание, штаб-квартиру компании по производству жевательной резинки, и Марина Сити - комплекс зданий, весьма удачно названный «кукурузным початком» - его фото украсило обложку альбома рок-группы Wilco под названием Yankee Hotel Foxtrot. Более того, здесь жил и творил величайший архитектор Америки Фрэнк Ллойд Райт, в городе сохранилась масса домов, построенных по его проектам, другой, не менее известный архитектор Фрэнк Гери разработал центр города и подарил ему огромный парк Миллениум.

№2 - Париж, Франция

Разгуливая по этому городу, ловишь себя на мысли, что ты находишься в залах огромного музея искусства. Здесь можно встретить архитектуру средневековья, Возрождения, неоклассицизма и арт-нуво, здесь полно суперсовременных зданий, которые прекрасно вписываются в общую картину города и напоминают, что это все-таки не музей. В самом деле, экс-президент Франции Миттеран настолько проникся идеей обновления города, что санкционировал реализацию архитектурного проекта, получившего название ”Grands Travaux” (он был начат в 80-х годов и целью его стало обновление классического стиля города). В результате появилась стеклянная пирамида у входа в Лувр, а также ряд новых интересных архитектурных сооружений.

Архитектурная премия Притцкера 2008 года (приравненная в кругу архитекторов к Нобелевской) досталась парижскому архитектору Жану Нувелю, среди работ которого музеи, в частности, Musee du quai Branly, конференц-залы, офисные здания и жилые дома. Если же вы - страстный любитель классики, то в Париже вы сможете по достоинству ее оценить: Триумфальная Арка, Собор Парижской Богоматери, Музей Орсе... Чтобы увидеть все, вам понадобится возвратиться сюда вновь.

№1 - Барселона, Испания

Способен ли ваш фотоаппарат запечатлеть счастье? Если да, то стоит купить новую карту памяти и приехать в Барселону. Величайшие архитекторы мира, ушедшие и живущие ныне, творили этот город и придавали ему царственный вид. Начните с Госпиталя Святого Павла и Дворца каталонской музыки - творений Луиса Доменеха и Монтанера. Эти здания являются памятниками Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Вы сможете полюбоваться искусством еще одного известнейшего каталонского архитектора - Антони Гауди. Среди его шедевров - Каса Мила, Парк Гюэль и Храм Святого Семейства - Саграда Фамилиа. Далее можно ознакомиться с работой Сантьяго Калатрава - его башней Montjuic Communications, а также с шедевром упомянутого уже Фрэнка Гери «Рыба», который находится в Порту Olympic, водных воротах города. И, наконец, пройдитесь вдоль Ла Рамбла, рыночной улицы в Готическом квартале, и удивитесь обилию древних зданий. Недаром Барселона, средоточие классической и современной архитектуры, венчает наш рейтинг самых красивых столиц мира.

Комплекс Фуэрте-де-Самайпата (крепость Самайпата), также известный как Эль-Фуэрте - археологический памятник и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенный в Боливии в департаменте Санта-Крус, провинции Флорида. Он находится в восточных предгорьях боливийских Анд и является популярным туристическим местом для боливийцев и иностранцев. Комплекс не был военным укреплением и, по мнению историков, являлся доколумбовым религиозным местом, построенным людьми чане - доинкской крупной этнической группой в составе араваков. Здесь же находятся руины города инков, построенного рядом с комплексом во времена экспансии инков на юго-восток. Инки и чане периодически подвергались набегам воинов гуарани, которые время от времени вторгались в регион. В итоге гуарани завоевали равнины и долины Санта-Крус и разрушили Самайпата. Гуарани также доминировали в регионе и во времена испанской колонизации. Рядом с храмовым комплексом испанцы построили небольшое поселение, в котором сейчас находят остатки зданий типичной арабской андалузской архитектуры. Со временем испанцы покинули поселение и переместились в соседнюю долину, где в настоящее время находится город Самайпата.

Тиуанако или Тайпикала (иногда Тиауанако, Тиуанаку, Тиванако, от айм. Tiwanaku) - древний город, духовный и политический центр одноимённой андской цивилизации. Находится в 15 км от южного берега озера Титикака в Боливии. С 2000 года является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Большинство местного населения говорит на аймара (одном из трёх языков индейцев, отдалённо напоминающим язык кечуа), меньшинство на уру (Uru) или на похожем на него чипая (Chipaya). Раньше был распространён исчезнувший в настоящее время язык пукина. Алан Колата считал, что все эти языки были важными в Тиуанако. Название местности на языке аймара было созвучно Тайпикала (Taypikala, Taipikala), что означает «камень в центре», так как местность находилась, по их мнению, рядом с центром мира. Существует мнение, что до этого было название и на языке пукина. Считается, что в доколониальной Боливии уже во II-IX вв. Тиуанако был крупнейшим городом региона Центральных Анд и центром государства Пукина. В то время город занимал примерно 6 км² и имел 40 тыс. жителей. Приблизительно в 1180 году город был покинут обитателями после разгрома Пукина племенами колья (аймара).

Чан-Чан - бывший центр культуры чиму и столица государственного образования Чимор. Расположен на тихоокеанском побережье на севере Перу, к западу от города Трухильо в регионе Ла-Либертад. Город возник около 1300 года и по сегодняшний день занимает площадь около 28 км². Вероятно, он был самым крупным городом своего времени на южноамериканском континенте и одним из крупнейших городов мира, построенных из самана. В период наибольшего расцвета в нём жило примерно 60 тысяч человек и в городе в большом количестве хранились золото, серебро и керамические изделия. Столица чиму состояла изначально из девяти автономных округов, каждый из которых управлялся отдельным правителем, проявившим доблесть в бою. Эти правители почитались как короли. Каждый округ имел собственные места захоронений с богатыми вложениями в них драгоценных камней, керамических изделий и с десятками скелетов молодых женщин.

Город-призрак Хамберстоун в пустыне Атакама возник в пустыне Атакама в 1872 году как промышленный город. Местные жители трудились в шахтах Джеймса Томаса Хамберстоуна по добыче селитры. Спрос на азотные удобрения был велик, город богател. Появились школы, театр, рестораны, церкви, своя таможня. Но со временем запасы натриевой селитры истощились. В 1958 году предприятие Хамберстоуна было закрыто, а 3 тыс человек остались безработными. В короткий срок город опустел. Жители уезжали в спешке, оставив здесь свое имущество. Сейчас Хамберстоун - музей под открытым небом. Его посещают туристы, каждый ноябрь в городе устраивают фестиваль, на который съезжаются люди, некогда здесь жившие. С 2005 года город находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Уже больше полувека в городе Хамберстоун никто не живет. Но сюда приезжают многочисленные туристы. Здесь проводят экскурсии, а раз в год - фестиваль.

Сьюдад-Пердида, или Буритака-200 - археологический памятник, представляющий собой руины города культуры Тайрона в Сьерра-Невада-де-Санта-Марта, Колумбия. Город, как предполагается, был основан около 800 г. н. э., то есть на 650 лет ранее Мачу-Пикчу. Местность также известна под названием Буритака, а местные индейцы называют её Теюна. Город случайно открыли в 1972 г. местные расхитители захоронений. Они обнаружили группу каменных ступеней, поднимавшихся вверх по горе, и последовав по этой лестнице, они попали в заброшенный город, который они прозвали «зелёным адом». После того, как на местном рынке стали появляться золотые статуэтки и керамические урны из города, власти провели расследование и обнаружили город в 1975 году. По словам представителей местных племён - аруако, коги и арсарио - они посещали город задолго до того, как он был открыт властями, однако хранили его местонахождение в тайне. Они называли город Теюна и верили, что здесь обитали их предки - носители культуры Тайрона. Сьюдад-Пердида был, по-видимому, региональным политическим и производственным центром на реке Буритака, здесь могло обитать от 2 до 8 тысяч человек. Город был заброшен, по-видимому, во времена испанского завоевания.

Самые интересные и важные памятники старинной американской культуры находятся на плоскогорьях Средней Америки, в Старой Мексике и Юкатане, они свидетельствуют о высокой культуре народов, населявших эту территорию: толтеков, ацтеков, майя и инков.

Это произведения строительного искусства и ваяния, стоящие здесь отчасти одиноко, поблизости жилых мест, отчасти встречаются целыми массами в виде развалин больших городов (обыкновенно называемые casas piedras).

Хотя вообще они имеют одинаковый характер и представляют картину одного и того же искусства, основанного на самых простых началах, но между ними нельзя, по крайней мере, не отличить двух различных степеней развития. К одной из них, более совершенной и, во всяком случае более ранней, принадлежат памятники в Оахаке, Гватемале и Юкатане, к другой, позднейшей, или ацтекской, памятники, сохранившиеся в Мексике, вообще в пределах прежнего царства ацтеков, но сделать более точное различие между ними по народностям и столетиям невозможно.

Развалины, встречающиеся в Мексике, представляют собою по большей части остатки или храмов, или укреплений. Их постройка отличается массивностью, но вместе с тем благородным вкусом и носит печать искусства, которое уже успело достигнуть известного развития. Часть храмов возведена на верхних площадках огромных ступенчатых пирамид, снаружи облицованных каменными блоками, а внутри заполненных камнями и землей.

Стены, колонны и пилоны очень массивны, обычно так называемые ложные своды. Поверхность стен декорирована горизонтальными поясами с рельефным геометрическим орнаментом. Общая композиция дополняется скульптурными элементами, специфическими, не встречающимися больше нигде орнаментами, иероглифами.

Основным строительным материалом, особенно при возведении значительных сооружений, являлся камень; орудиями - каменные же молоты. С их помощью созданы могучие крепости, дороги, водоводы; ножами из обсидиана срезали стебли, из волокон которых сплетали канаты для висячих мостов.


Архитектура ацтеков – Теотиуакан

На территории Мексиканского плоскогорья (средняя высота2300 м над уровнем моря) на смену друг другу приходили различные культуры, пока она не стала центром Ацтекского царства.

К значительным памятникам того времени относятся сооружения в Теотиуакане, важном религиозном центре, где было сосредоточено много дворцов, ступенчатых храмов и находились грандиозные пирамиды Солнца и Луны. Искусство того периода отличается строгостью и простотой, хотя сооружения и их скульптурное оформление имеет сверхчеловеческий масштаб.

В X в. Теотиуакан был занят толтеками. Их столицей была Тула. Здесь сохранились многочисленные памятники того времени. Для искусства толтеков характерны выдающиеся орнаментальные каменные композиции. Развалины целых городов находятся в Туле (Толлане), древнем городе толтеков, при Папантле и Мапильке в Веракруце, при Паленке в провинции Чиапасе и при Окозинго в провинции того же имени.

В XIV в. в Мексике появляются ацтеки и основывают здесь столицу своего государства Теночтитлан. Архитектура ацтеков, за исключением орнаментальных мотивов, развивает традицию толтеков - и они строили пирамиды с декоративными фризами.

Государство Майя занимало территорию нынешнего Гондураса, Гватемальское плато и полуостров Юкатан (сейчас - Мексика).

На высоте около 3000 м, на плато, расположенном у восточной границы бассейна реки Рио-Усумасинта, в предгорье Сьерра-Ориентал-де-Чьяпас находятся таинственные древние развалины Паленке. В настоящее время здесь открыт государственный заповедник. Часто окутанные туманом и окруженные густыми лесами, загадочные руины оглашаются лишь криками макак-ревунов. Древний город производит одно из самых сильных впечатлений на путешественников среди памятников южноамериканского континента. Лесные заросли послужили этому мистическому месту хорошей защитой. В свое время испанский конкистадор Кортес прошел рядом с Паленке и не заметил его за пышной растительностью, полностью скрывшей город.

Первые поселенцы появились здесь в 100 г. до н. э., но пик расцвета города пришелся на период с 600 по 800 г. н. э. Комплекс состоит из двух основных частей: официальной и из поселений, окруженных полями, на которых выращивались различные сельскохозяйственные культуры.

В официальной части города расположено множество зданий, имевших большое значение в социальной и религиозной жизни индейцев майя: Пирамида (или храм) Надписей, дворец, Храм Солнца, Храм Графа, Храм Черепов, Храм Креста, Храм Процветшего Креста, поле для игры в мяч. Все эти здания возводились под личным патронажем правителей Паленке, самым выдающимся из которых был Пакаль, взошедший на престол в 615 г. н. э. в возрасте 12 лет и скончавшийся в 683 г.

Пакаль погребен в каменном саркофаге под пирамидой, которую часто называют Храмом Надписей. Тело правителя было богато убрано нефритовыми украшениями, а на лицо была положена также нефритовая маска. Саркофаг закрыт искусно вырезанной плитой. Храм Надписей, пожалуй, самый известный из всех сооружений Паленке, впервые подвергся тщательному изучению в 1952 г. Его высота достигает 23 м - это самое высокое из всего комплекса здание; он имеет сложную восьмиуровневую структуру. Наверх ведут 69 крутых ступеней.

За всю свою историю Паленке находился под властью 12 монархов, каждый из которых выполнял одновременно роль светского правителя, верховного жреца и главнокомандующего. Пакаль и его дети оставили самый яркий след в истории: именно в период их правления была создана основная масса всемирно известных таинственных строений. После смерти Пакаля его сын Чан-Балум (имя переводится как «Змея-Ягуар») взошел на престол и правил в течение 18 лет. Помимо создания Пирамиды Надписей, период его правления ознаменовался строительством Храма Креста, Храма Процветшего Креста и Храма Солнца.

Культура до периода Майя достигает своего расцвета (классический период) в VII и VIII вв., когда были созданы выдающиеся архитектурные и скульптурные памятники, памятные стелы, колоннады, алтари, храмы и дворцы. Было основано несколько значительных по своей планировке и архитектуре городов, например Чичен-Итца с несколькими десятками пирамид и храмов - Воинов, Пернатой змеи или Ягуара.


Архитектура майя – пирамиды в Чичен-Ице

Строители майя чрезвычайно быстро убедились в том, что деревянные балки перекрытий уничтожаются термитами в считанные годы и полностью перешли на сооружение «сложных» сводов из крупных каменных блоков - из-за этого внутренние пространства построек еще более узкие, чем в Месопотамии.

Паленке

Культура на территории нынешнего Перу прошла несколько этапов развития. От первого периода (с 1200 по 200 г. до н. э.) сохранилось лишь несколько храмов.

Значительным памятником третьего периода (с 900 по 1000 г. н. э.) является большая усеченная пирамида, называвшаяся «солнечной пирамидой» в Моче, на северном побережье. Для ее строительства потребовалось около 130 млн. штук кирпича-сырца.

В период с 1000 г по 1300 г. на юге Перу расцветает город Тиауанако близ озера Титикака, находившийся на высоте 4000 м над уровнем моря. Здесь возведены сооружения из огромных блоков базальта и песчаника с интересными монолитными воротами, украшенными богатым рельефным декором. «Декор» на монолитных воротах Тиуанако, как считает большинство ученых, представляет собой гигантский календарь.

Большой храм в Мексике, стоявший посередине города, был так велик, что, по свидетельству Кортеса, в нем можно было поместить 500 лошадей. Он представлял собою пирамиду в пять этажей, в 38 м вышиною, имел в основании 95 м и был украшен двумя башнями.

ГОРОДА МАЙЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
Белиз Алтун-Ха | Караколь | Кахаль Печ | Куэйо | Ламанай | Лубаантун | Ним-Ли-Пунит | Шунантунич
Гватемала Агуатека | Гумарках | Дос-Пилас | Ишимче | Ишкун | Йашха | Каминальхуйу | Канкуэн | Киригуа | Ла-Корона | Мачакила | Мишко-Вьехо | Наачтун | Накбе | Наранхо | Пьедрас-Неграс | Сакулеу | Сан-Бартоло | Сейбаль | Сиваль | Тайясаль | Такалик-Абах | Тикаль | Топоште | Уашактун | Эль-Бауль | Эль-Мирадор | Эль-Перу
Гондурас Копан | Эль-Пуэнте
Мексика Аканмуль | Акансех | Баламку | Бекан | Бонампак | Ичпич | Йашчилан | Кабах | Какаштла | Калакмуль | Коба | Комалькалько | Кохунлич | Лабна | Майяпан | Мани | Нокучич | Ошкинток | Паленке | Рио-Бек | Сайиль | Сакпетен | Санта-Роса-Штампак | Танках | Тонина | Тулум | Ушмаль | Хайна | Цибильчальтун | Чакмультун | Чакчобен | Чиканна | Чинкультик | Чичен-Ица | Чунчукмиль | Шкипче | Шпухиль | Эк-Балам | Эцна
Сальвадор Сан-Андрес | Тасумаль | Хойя-де-Серен

В первой половине XIII в. возникает империя инков со столицей Куско. В период с 1300 по 1400 г. основываются тщательно спланированные большие города с широкими улицами, террасами, крепостными стенами, украшенными рельефными пирамидами. Города имели канализацию и устройства для подачи воды.

Символом могущества империи инков был город Куско, один из красивейших городов мира, на территории которого располагались сотни дворцов и храмов. Главной в городе была площадь Уакапата (священная терраса), от которой отходили дороги в четыре главные провинции страны. Там же возвышались дворцы, один из которых имел площадь 30 на 160 метров. О богатстве правителей инков можно судить хотя бы по тому факту, что, когда старый император инков умирал, его тело бальзамировали и помещали во дворец, который отныне становился святилищем. Его же преемник должен был строить для себя новый дворец. Такой роскоши не мог себе позволить ни один европейский владыка. Но больше всего поражал своим великолепием храмовый комплекс Куско Кориканча (золотой двор). Главным его сооружением был храм бога солнца Инти, в котором одного золота насчитывалось огромное количество тонн. Золотые окна, двери, стены, крыши, полы, потолки, культовые предметы изумляли людей. Центром храма был многометровый диск из чистого золота, символизирующий Бога солнца. Возле храма находился двор Интипампа (золотое поле), на котором находились изготовленные из золота деревья, растения и травы, олени, бабочки, пастухи и т. д., причем все это было сделано в натуральную величину и все двигалось (!) при помощи искуснейших механизмов. Это действительно было чудо, не имеющее себе равных в мире.

К важнейшим и древнейшим памятникам страны, принадлежат две пирамиды при Сан-Хуане-де-Теотихуакане, в долине Мексико, стоящие в кругу менее массивных, но высоких пирамид. Другие пирамиды замечательного устройства находятся в Сан-Кристобаль-Теопантепеке, в Санта-Круце-дель-Кихе, при Хочикалко в Гуатуско, при Куернаваке и в других местах.

Вся архитектура Средней Америки и Мексики имеет в основном начале пирамиду. Это заметно преимущественно в религиозных памятниках и в меньшей степени на храмовых и дворцовых постройках. Но фасады и других зданий сходствуют несколько с пирамидальною формою, так как величина отдельных этажей постепенно уменьшается.

В архитектуре мексиканцев строго соблюдается усвоенный ими стиль, хотя она и не свидетельствует о высокой степени развития. Все детали и подразделения исполнены на основании самых простых законов. Для украшения стен употреблялись горизонтальные ряды меандров, кессонов и т. п. В общем своем виде здания, построенные на ровной местности, или на террасах, или на вершине холмов, представлялись простыми четырехугольными массами с крытыми прямолинейно порталами и с простою постановкою четырех столбов, на которых лежала кровля с богатыми украшениями. При недостатке столбов разнообразие внутреннего устройства было невозможно.

В Центральной Америке особенно богаты древностями и развалинами городов Гондурас и Юкатан. В первом из этих государств замечательны Комаягуа, Харумела и Лахамин, вблизи которых найдены обтесанные камни и весьма красиво раскрашенные вазы; далее Темампуа с 250-300 различными зданиями, между которыми одно имеет в длину 95 м и содержит в себе разные пирамиды, особенно же Копан, памятники и орнаменты которого могут поспорить с египетскими. Колоссальные изваяния идолов нередко встречаются на гребнях гор до 700 м вышиною.

В Юкатане открыто уже до двадцати развалин городов, поражающих своим великолепием и своею обширностью. Дворцы нередко состоят из различных, лежащих одни над другими построек, как, напр., в Цаи, Лабне, Кабахе, Уксмале и проч.; колоссальные лестницы ведут от одной террасы к другой и украшены по обеим сторонам скульптурными изображениями змей, головы которых касаются земли, а огромное тело взвивается вверх.

Между тем как новейшие памятники представляют чрезвычайное обилие орнаментов, более древние отличаются простотою, серьезным стилем и прочностью, как, напр., знаменитый пирамидальный храм в Паленке в Гватемале, лицевая сторона которого украшена разными фигурами и надписями, между тем как внутри стены покрыты скульптурными работами и барельефами мифологического содержания.

Цивилизации древней Америки

К тому времени, когда испанские корабли появились у восточного побережья Нового Света, этот огромный континент, включая о-ва Вест-Индии, был населен множеством индейских племен и народностей, находившихся на разных уровнях развития.

Большинство из них были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами, лишь в двух сравнительно небольших областях западного полушария- в Мезоамерике и Андах - испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации На их территории родились наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки К моменту ее «открытия», в 1492 г, там жило до 2/з всего населения континента, хотя по своим размерам эти области составляли лишь 6,2% общей его площади. Именно здесь находились центры происхождения американского земледелия, а на рубеже нашей эры возникают самобытные цивилизации предков науа, майя, сапотеков, кечуа, аймара и др.

В научной литературе эта территория получила название Срединная Америка или Зона высоких цивилизаций Она подразделяется на два района северный - Мезоамерика и южный - Андская область (Боливия - Перу), с Промежуточной зоной между ними (южная часть Центральной Америки, Колумбия, Эквадор), где культурные достижения хотя и достигли значительной степени, но так и не поднялись до вершин государственности и цивилизации. Приход европейских завоевателей прервал всякое самостоятельное развитие аборигенного населения названных областей. Только теперь благодаря труду нескольких поколений археологов мы начинаем наконец понимать, какой богатой и яркой была история доколумбовой Америки.

Новый Свет представляет собой и уникальную историческую лабораторию, поскольку процесс развития местной культуры происходил в целом самостоятельно, начиная от эпохи позднего палеолита (30- 20 тыс. лет назад)-времени заселения континента из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску-и до тех пор, пока ему не был положен конец нашествием европейских завоевателей. Таким образом, в Новом Свете прослеживаются почти все основные стадии древней истории человечества: от первобытных охотников на мамонтов до строителей первых городов - центров раннеклассовых государств и цивилизаций. Уже простое сопоставление пути, пройденного коренным населением Америки в доколумбову эпоху, с вехами истории Старого Света дает необычайно много для выявления общеисторических закономерностей.

Требует некоторых разъяснений и сам термин «открытие Америки» Колумбом, часто встречающийся в исторических работах как советских, так и зарубежных авторов

Не раз справедливо указывалось, что этот термин неверен фактически, поскольку до Колумба берегов Нового Света достигали с востока римляне, викинги и др, а с запада-полинезийцы, китайцы, японцы и т. д Нужно учитывать также, что этот процесс взаимодействия и взаимообмена двух культур не был односторонним. Для Европы открытие Америки имело колоссальные политические, экономические и интеллектуальные последствия.

Индейские цивилизации Нового Света сумели достигнуть своего апогея без важнейших технических достижений древности, к которым относились выплавка железа и стали, разведение домашних животных (особенно тягловых и вьючных), колесный транспорт, гончарный круг, плужное земледелие, арка в архитектуре и т. д. В Андской области обработка цветных металлов, золота и серебра производилась еще во II тыс. до н. э., и к моменту прихода европейцев инки широко использовали в своей практике не только бронзовое оружие, но и бронзовые орудия труда. Однако в Мезоамерике металлы (кроме железа) появились уже на закате цивилизаций классического периода (I тыс. н. э.) и использовались главным образом для изготовления украшений и культовых предметов.

Быстрый прогресс археологических исследований в важнейших центрах Срединной Америки в сочетании с усилиями лингвистов, этнографов, историков, антропологов и др. позволяет сейчас, пусть в самой общей форме, проследить основные этапы развития древней цивилизации в Новом Свете, выявить ее характерные черты и особенности.

Речь пойдет, конечно, только о наиболее выдающихся индейских цивилизациях Мезоамерики и Андской области.

Особая культурно-географическая область-Мезоамерика (или Месоамерика) - представляет собой северный район зоны высокоразвитой цивилизации Нового Света и включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз (бывш. Брит. Гондурас), западные районы Сальвадора и Гондураса. В этой области, отличающейся разнообразием природных условий и пестрым этническим составом, к концу I тыс. до н. э. произошел переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому государству, что сразу же выдвинуло местных индейцев в число наиболее развитых народов Древней Америки. На протяжении свыше полутора тысяч лет, которые отделяют появление цивилизации от испанского завоевания, границы Мезоамерики претерпевали значительные изменения. В целом эпоху цивилизации в пределах этой культурно-географической области можно разделить на два периода: ранний, или классический (рубеж н. э.- IX в. н. э.), и поздний, или постклассический (X - XVI вв. н. э.).

В I тыс. н. э. в зону высоких культур Мезоамерики не входила Западная и Северо-Западная Мексика. Северная граница цивилизации проходила тогда по р. Лерма и совпадала с северными пределами культуры Теотихуакана. Южные рубежи Мезоамерики были одновременно и южной границей цивилизации майя, проходившей по р. Улуа в Западном Гондурасе и р. Лемпа в Западном Сальвадоре. В постклассическое время западные (государство тарасков) и часть северных (Сакатекас, Касас-Грандес) областей Мексики также входят в пределы Мезоамерики, значительно расширив тем самым общую ее территорию.

«ОЛЬМЕКСКАЯ ПРОБЛЕМА»

К числу наиболее значительных мезоамериканских культур классического периода относятся теотихуаканская (Центральная Мексика) и майяская (южномексиканские области, Белиз, Гватемала, запад Сальвадора и Гондураса). Но прежде несколько слов о «первой цивилизации» Мезоамерики-культуре «ольмеков» на южном побережье Мексиканского залива (Табаско, Веракрус). Население этих областей в начале I тыс. до н. э. (800- 400 гг. до н. э.) достигло высокого уровня культуры: в это время появляются первые «ритуальные центры» в Ла-Венте, Сан-Лоренсо и Трес-Сапотес, сооружаются пирамиды из адобов (самана) и глины, устанавливаются резные каменные монументы с сюжетами преимущественно мифологического и религиозного содержания.

Среди последних выделяются гигантские каменные антропоморфные головы в шлемах, вес которых иногда достигает 20 т. Для «ольмекского» стиля искусства характерна низкорельефная резьба по базальту и нефриту. Основным мотивом ее была фигура плачущего пухлого ребенка с приданными ему чертами ягуара. Эти «младенцы-ягуары» украшали и изящные нефритовые амулеты, и массивные гопоры-кельты (у «ольмеков» существовал культ каменного топора как символа плодородия), и гигантские базальтовые стелы. Другой примечательной чертой «ольмекской» культуры был следующий ритуал: в глубоких ямах на центральных площадях поселений устраивались тайники с приношениями богам в виде отесанных блоков нефрита и серпентина, топоров-кельтов и статуэток из тех же материалов и т. д. общим весом в десятки центнеров. Эти материалы доставлялись в «ольмекские» центры издалека: например, в Ла-Венту - с расстояния 160 и даже 500 км. Раскопки на другом «ольмекском» селении-Сан-Лоренсо - также выявили и гигантские головы, и ряды ритуально захороненных монументальных скульптур в чисто «ольмекском» стиле.

По серии радиоуглеродных дат это относится к 1200-900 гг. до н. э. Именно на основе вышеприведенных данных и была сформулирована гипотеза о том, что «ольмеки» - создатели самой ранней цивилизации Мезоамерики (1200- 900 гг. до н. э.) и уже от нее происходят все остальные высокоразвитые культуры Мезоамерики-сапотекская, теотихуаканская, майя и др. Вместе с тем сегодня приходится говорить о том, что «ольмекская» проблема еще весьма далека от своего решения. Мы не знаем об этнической принадлежности носителей этой культуры (термин «ольмеки» заимствован от названия тех этнических групп, которые обосновались на южном побережье Мексиканского залива накануне конкисты). Нет ясности по поводу основных этапов развития культуры «ольмеков», точной хронологии и материальных признаков этих этапов. Неизвестна и общая территория распространения этой культуры, ее социально-политическая организация.

На наш взгляд, культура «ольмеков» со всеми ее проявлениями отражает длительный путь развития: от конца II тыс. до н. э. до середины - последних веков I тыс. до н. э. Можно предполагать, что «ритуальные центры» с монументальной скульптурой появляются в Веракрусе и Табаско примерно в первой половине I тыс. до н. э. (возможно, даже и в 800 г. до н. э.), как в Ла-Венте. Но все, что представлено там археологически в 800-400 гг. до н. э., вполне соответствует уровню «вождеств», «союзов племен», т. е. заключительной стадии первобытнообщинной эпохи. Показательно, что первые известные нам образцы письменности и календаря появляются на «ольмекских» памятниках только с I в. до н. э. (стела С в ТресСапотес и др.). С другой стороны, такие же «ритуальные центры» - с пирамидами, монументами и календарными иероглифическими надписями-представлены в Оахаке с VII - VI вв. до н. э., а без надписей- в горной Гватемале, у предков майя, по крайней мере с середины I тыс. до н. э. Таким образом, вопрос о «культуре родоначальнице», породившей все остальные, для Мезоамерики сейчас отпадает: видимо, имело место параллельное развитие сразу в нескольких ключевых областях - долине Мехико, долине Оахаки, горной Гватемале, равнинных областях майя и т. д.

ТЕОТИХУАКАН

В 50 км к северо-востоку от г. Мехико, там, где высокие горные хребты расступаются, образуя большую и плодородную долину (это ответвление долины Мехико), находятся руины Теотихуакана-в прошлом столицы древнейшей цивилизации Центральной Мексики, важный культурный, политико-административный, экономический и культовый центр не только этого региона, но и всей Мезоамерики в I тыс. н. э.

По подсчетам ученых, к 600 г. н. э.- моменту наивысшего расцвета- общая территория города составляла свыше 18 кв. км, а население- от 60 до 120 тыс. человек. Основное ритуально-административное ядро Теотихуакана, сложившееся уже к I в. н. э., было тщательно спланировано вокруг двух пересекающихся под прямым углом и ориентированных по странам света широких улицей: с севера на юг проспект Дорога Мертвых длиной свыше 5 км, а с запада на восток - безымянный проспект длиной до 4 км.

Интересно, что на северном конце Дороги Мертвых находится гигантский массив Пирамиды Луны (высота 42 м), сложенный из сырцового кирпича и облицованный нетесаным вулканическим камнем. По своей конструкции и внешнему виду она-точная копия своей старшей сестры Пирамиды Солнца, расположенной на левой стороне проспекта и представляющей собой грандиозное пятиярусное сооружение с плоской вершиной, на которой стоял когда-то храм. Высота колосса-64,5 м, длина сторон основания-211, 207, 217 и 209м, общий объем - 993 тыс. куб. м. Предполагается, что для строительства пирамиды потребовался труд не менее 20 тыс. человек в течение 20-30 лет.

У пересечения с поперечным проспектом Дорога Мертвых упирается в обширный комплекс построек, возведенных на одной гигантской низкой платформе и объединенных под общим названием «Сьюдадела», что по-испански означает «цитадель». Один из главных исследователей города, Р. Миллон (США), считает, что это - «текпан» (ацтекск. дворец) правителя Теотихуакана. В этом ансамбле изящных построек выделяется храм в честь бога Кецалькоатля - Пернатого Змея, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра, одного из главных божеств местного пантеона. Само здание храма полностью разрушено, но зато прекрасно сохранилось его пирамидальное основание, состоящее из шести постепенно уменьшающихся каменных платформ, поставленных друг на друга.

Фасад пирамиды и балюстрада парадной лестницы украшают скульптурные головы самого Кецалькоатля и бога воды и дождя Тлалока в образе бабочки. При этом зубы голов Пернатого Змея были расписаны белой краской, а глаза бабочек имели вставные зрачки из дисков обсидиана.

К западу от Сьюдаделы расположен обширный комплекс построек (площадью примерно 400×600 м), который археологи рассматривают как главный городской рынок. Вдоль главного проспекта Теотихуакана- Дороги Мертвых находятся руины десятков пышных храмовых и дворцовых сооружений. К настоящему времени некоторые из них раскопаны и реконструированы, так что любой может получить общее представление об их архитектуре и живописи. Таков, например, Дворец Кецальпапалотля или Дворец Пернатой Улитки (часть помещений дворца имеет каменные квадратные колонны с низкорельефными изображениями Пернатой Улитки) Дворец-обширный комплекс жилых, общественных и складских помещений, сгруппированных вокруг внутренних двориков. Стены зданий сложены из адобов или камня, оштукатурены и часто либо окрашены в какой-либо яркий цвет, либо (особенно внутри) имеют красочные фресковые росписи Наиболее выдающиеся образцы фресковой живописи Теотихуакана представлены также в Храме Земледелия, в группах Те-титла, Атетелько, Сакуала и Тепан-титла

Они изображают людей (представителей элиты и жрецов), богов и животных (орлов, ягуаров и т д) Своеобразную черту местной культуры составляют также антропоморфные (видимо, портретные) маски из камня и глины (в последнем случае - с многоцветной раскраской) В III - VII вв н э в Теотихуакане получает широкое распространение оригинальный стиль керамики (цилиндрические сосуды-вазы на ножках и без таковых с фресковой росписью или резным орнаментом и лощением) и терракотовых статуэток

В архитектуре города преобладают постройки на пирамидальных основаниях различной высоты, при этом для оформления последних характерно сочетание вертикальных и наклонных поверхностей (стиль вертикальной «панели и склона»).

Описанный выше ритуально-административный центр Теотиху-акана был окружен со всех сторон жилыми кварталами в виде скоплений домов-блоков (длиной до 60 м), спланированных по странам света вдоль регулярной сети узких прямых улиц. Каждый блок состоял из жилых, хозяйственных и подсобных помещений, разбитых вокруг прямоугольных внутренних двориков и служивших, видимо, местом обитания группы родственных семей. Это - одноэтажные, с плоскими крышами постройки, сделанные из сырцового кирпича, камня и дерева. Они обычно сконцентрированы в более крупные единицы- «кварталы» (исп. баррио), а те в свою очередь-в четыре больших «района». Теотихуакан был крупнейшим в Мезоамерике центром ремесла и торговли. Археологами найдено в городе до 500 ремесленных мастерских (из них - 300 мастерских по обработке обсидиана), кварталы иноземных торговцев и «дипломатов» из Оахаки (культура сапотеков) и с территории майя. Изделия же теотихуаканских мастеров встречаются в I тыс. н. э. от Северной Мексики до Коста-Рики. Несомненно, что культурное, экономическое (и, вероятно, политическое) влияние города в период его наивысшего расцвета распространялось на большую часть Мезоамерики.

И вдруг в конце VII в. н. э. огромный город внезапно гибнет, уничтоженный пламенем гигантского пожара. Причины этой катастрофы до сих пор остаются невыясненными. Однако следует напомнить, что Теотихуакан был в I тыс. н. э. северным форпостом зоны мезоамериканских цивилизаций. Он непосредственно граничил с пестрым и беспокойным миром варварских племен Северной Мексики. Среди них мы находим и оседлых земледельцев, и бродячие племена охотников и собирателей. Теотихуакан, подобно древним земледельческим цивилизациям Средней Азии, Индии и Переднего Востока, постоянно ощущал давление этих воинственных племен на свою северную границу. При определенном стечении обстоятельств один из неприятельских походов в глубь страны, видимо, закончился захватом и разрушением и самого Теотихуакана. После этого страшного разгрома город так и не оправился, а на авансцену мезоамериканской истории выдвигаются новые, более могущественные силы - города-государства Аскапоцалько, Чолу-ла, Сочикалько и позднее, с IX в. н. э.,- государство тольтеков.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (I-IX вв. н. э.)

Майя, словно бросая вызов судьбе, надолго обосновались в негостеприимных центральноамериканских джунглях, выстроив там свои белокаменные города. За пятнадцать веков до Колумба они изобрели точный солнечный календарь и создали единственную в Америке развитую иероглифическую письменность, использовали в математике понятие нуля, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения. Уже в первые века нашей эры они достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи.

Но майя не знали металлов, плуга, колесных повозок, домашних животных, гончарного круга. Фактически, если исходить лишь из набора их орудий, они были еще людьми каменного века. Происхождение майяской культуры окутано таинственностью. Мы знаем только, что появление первой «классической» цивилизации майя относится к рубежу нашей эры и связано с лесными равнинными областями на юге Мексики и севере Гватемалы. В течение многих столетий здесь существовали многолюдные государства и города. Но в IX-X вв. период расцвета закончился внезапной жестокой катастрофой.

Города на юге страны были заброшены, население резко сократилось, и вскоре тропическая растительность укрыла своим зеленым ковром памятники былого величия. После X в. развитие культуры майя, правда уже несколько измененной влиянием со стороны чужеземных завоевателей-тольтеков, пришедших из Центральной Мексики и с побережья Мексиканского залива, продолжалось на севере - на п-ове Юкатан - и на юге - в горах Гватемалы. Испанцы застали там свыше двух десятков небольших постоянно враждующих между собой индейских государств, каждое из которых имело свою династию правителей. К началу испанского завоевания в XVI в. индейцы майя занимали обширную и разнообразную по природным условиям территорию, включавшую в себя современные мексиканские штаты Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо, а также всю Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.

Границы области майя в I тыс. н. э., по-видимому, более или менее совпадали с упомянутыми выше. В настоящее время большинство ученых выделяют в пределах этой территории три крупные культурно-географические области или зоны: Северную (п-ов Юкатан), Центральную (Северная Гватемала, Белиз, Табаско и Чьяпас в Мексике) и Южную (горная Гватемала).

Начало классического периода в низменных лесных областях майя отмечено появлением таких новых черт культуры, как иероглифическая письменность (надписи на рельефах, стелах, притолоках, росписях керамики и фресках, предметах мелкой пластики), календарные даты по эре майя (так называемого Длинного Счета-числа лет, прошедших от мифической даты 3113 г. до н. э.), монументальная каменная архитектура со ступенчатым «ложным» сводом, культ ранних стел и алтарей, специфический стиль керамики и терракотовых статуэток, оригинальная настенная живопись.

Архитектура в центральной части любого крупного города майя I тыс. н. э. представлена пирамидальными холмами и платформами различных размеров и высоты. Внутри они обычно сооружены из смеси земли и щебня и облицованы снаружи плитами тесаного камня, скрепленными известковым раствором. На их плоских вершинах стоят каменные здания: небольшие постройки из одной-трех комнат на высоких башнеобразных пирамидах-основаниях (высота некоторых из таких пирамид-башен, как, например, в Тикале, достигает 60 м). Это, вероятно, храмы. А длинные многокомнатные ансамбли на низких платформах, обрамляющих внутренние открытые дворики, скорее всего резиденции знати или дворцы, поскольку перекрытия этих зданий сделаны обычно в виде ступенчатого свода, стены их очень массивны, а внутренние помещения сравнительно узки и невелики по размерам. Единственным источником света в комнатах служили узкие дверные проемы, поэтому внутри уцелевших храмов и дворцов царят прохлада и полумрак. В конце классического периода у майя появляются площадки для ритуальной игры в мяч - третий тип основных монументальных построек местных городов. Основной единицей планировки в городах майя были прямоугольные мощеные площади, окруженные монументальными зданиями. Очень часто важнейшие ритуально-административные постройки располагались на естественных или искусственно созданных возвышениях- «акрополях» (Пьедрас-Неграс, Копан, Тикаль и др.).

Рядовые жилища строились из дерева и глины под крышами из сухих пальмовых листьев и были, вероятно, похожи на хижины индейцев майя XVI-XX вв., описанные историками и этнографами. В классический период, как и позднее, все жилые дома стояли на невысоких (1 -1,5 м) платформах, облицованных камнем. Отдельно стоящий дом - явление, редкое у майя. Обычно жилые и подсобные помещения образуют группы из 2-5 построек, расположенных вокруг открытого внутреннего дворика (патио) прямоугольной формы. Это - резиденция большой патрилокальной семьи. Жилые «патио-группы» имеют тенденцию объединяться в более крупные единицы-наподобие городского «квартала» или его части.

В VI-IX вв. майя достигли наивысших успехов в развитии различных видов неприкладного искусства, и прежде всего в монументальной скульптуре и живописи. Скульптурные школы Паленке, Копана, Йашчилана, Пьедрас-Неграс добиваются в это время особой тонкости моделировки, гармоничности композиции и естественности в передаче изображаемых персонажей (правителей, жрецов, сановников, воинов, слуг и пленных). Знаменитые фрески Бонампака (Чьяпас, Мексика), относящиеся к VIII в. н. э., представляют собой целое историческое повествование: сложные ритуалы и церемонии, сцены набега на чужие селения, жертвоприношение пленных, празднество, танцы и шествия сановников и вельмож.

Благодаря работам американских (Т. Проскурякова, Д. Келли, Г. Берлин, Дж. Кублер и др.) и советских (Ю. В. Кнорозов, Р. В. Кинжалов) исследователей удалось убедительно доказать, что монументальная скульптура майя I тыс. н. э.- стелы, притолоки, рельефы и панели (а также иероглифические надписи на них) - это мемориальные памятники в честь деяний майяских правителей. Они рассказывают о рождении, вступлении на престол, войнах и завоеваниях, династических браках, ритуальных обрядах и прочих важных событиях из жизни светских владык почти двух десятков городов-государств, которые существовали, по данным археологии, в Центральной области майя в I тыс. н. э.

Совершенно по-иному определяется сейчас и назначение некоторых пирамидальных храмов в городах майя. Если прежде они считались святилищами важнейших богов пантеона, а сама пирамида- лишь высоким и монолитным каменным постаментом для храма, то за последнее время под основаниями и в толще ряда таких пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов правящих династий (открытие А. Руса в Храме Надписей, Паленке и др.).

Заметные изменения претерпели за последнее время и представления о характере, структуре и функциях крупных майяских «центров» I тыс. н. э. Широкие исследования археологов США в Тикале, Цибил-чальтуне, Эцне, Сейбале, Бекане и др. выявили наличие там значительного и постоянного населения, ремесленного производства, привозных изделий и многих других черт и признаков, свойственных древнему городу как в Старом, так и в Новом Свете.

Подлинной сенсацией в майянистике явилось открытие американским исследователем Майклом Ко полихромной расписной керамики из наиболее пышных захоронений майяских аристократов и правителей I тыс. н. э. Сопоставляя сюжеты, представленные на этих глиняных вазах, с описаниями подвигов героев-близнецов в подземном царстве из эпоса майякиче «Пополь-Вух» (XVI в.), ученый обратил внимание на их частичное совпадение. Это позволило Ко предположить, что изображения и надписи на каждом сосуде описывают смерть майяского правителя, длительное путешествие его души по страшным лабиринтам царства мертвых, преодоление разного рода препятствий и последующее воскрешение владыки, который превращался в конечном счете в одного из небесных богов. Все перипетии этого опасного путешествия полностью повторяли миф о приключениях героев-близнецов в преисподней из эпоса «Пополь-Вух». Кроме того, американский исследователь установил, что надписи или отдельные их части, представленные почти на всех расписных полихромных вазах VI-IX вв. н. э., часто повторяются, т. е. имеют стандартный характер. Чтение же этих «стандартных надписей» (так называемая формула возрождения) успешно осуществил в последние годы советский ученый Ю. В. Кнорозов. Благодаря этому перед нами открылся теперь совершенно новый, неведомый прежде мир - мифологические представления древних майя, их концепция жизни и смерти, религиозные воззрения и многое другое.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ АЦТЕКОВ

После гибели Теотихуакана Центральная Мексика на долгие десятилетия становится ареной драматических и бурных событий: все новые и новые волны воинственных варварских племен «чичимеков» вторгаются сюда с севера и северо-запада, сметая еще уцелевшие островки теотихуаканскои цивилизации в Аскапоцалько, Порте-суэло, Чолуле и т. д. Наконец, в конце IX-начале X в. в результате слияния этих двух потоков- пришлого («чичимекского») и местного (теотихуаканского) - на северо-востоке региона возникает могущественное государство тольтеков с центром в г Туле-Толлане (Идальго, Мексика).

Но и это государственное образование оказалось недолговечным. В 1160 г вторжение новых групп варваров с севера сокрушило Толлан и положило начало очередному периоду нестабильности в политической истории Мезоамерики. Среди воинственных пришельцев были теночки-ацтеки (астеки), полу варварское племя, направляемое к поискам лучшей доли указаниями своего племенного бога Уицилопочтли. Согласно преданиям, именно божественное провидение предопределило и выбор места для строительства будущей ацтекской столицы-Теночтитлана в 1325 г.: на пустынных островах в западной части обширного озера Тескоко. В это время в долине Мехико вели борьбу за лидерство несколько городов-государств, среди которых выделялись более могущественные Аскапоцалько и Кульхуакан. Ацтеки вмешались в эти хитросплетения местной политики, выступая в роли наемников у наиболее сильных и удачливых хозяев.

В 1427 г. ацтеки организовали «тройственную лигу» - союз городов-государств Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана (Такубы) - и приступили к последовательному завоеванию сопредельных областей. К моменту прихода испанцев в начале XVI в. так называемая Ацтекская империя охватывала огромную территорию - около 200 тыс. кв. км-с населением 5-6 млн человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. Столица «империи» - Теночтитлан - со временем превратилась в огромный город, площадь которого составляла около 1200 га, а количество жителей, по разным оценкам, достигало 120-300 тыс человек.

С материком этот островной город был связан тремя большими каменными дорогами-дамбами, имелась и целая флотилия лодок каноэ. Подобно Венеции, Теночтитлан был прорезан правильной сетью каналов и улиц. Ядро города образовывал его ритуально-административный центр: «священный участок» - обнесенный стенами квадрат длиной 400 м, внутри которого находились главные городские храмы («Темпло Майор» - храм со святилищами богов Уицилопочтли и Тлалока, храм Кецаль-коатля и др.), жилища жрецов, школы, площадка для ритуальной игры в мяч. Рядом располагались ансамбли пышных дворцов ацтекских правителей-«тлатоани». По словам очевидцев, дворец Монтесумы (точнее, Моктесумы) II насчитывал до 300 комнат, имел большой сад, зоопарк, купальни.

Вокруг центра теснились жилые кварталы, населенные торговцами, ремесленниками, земледельцами, чиновниками, воинами. На огромном Главном рынке и меньших по величине квартальных базарах велась торговля местными и привозными продуктами и изделиями. Общее впечатление о великолепной ацтекской столице хорошо передают слова очевидца и участника драматических событий конкисты- солдата Берналя Диаса дель Кастильо из отряда Кортеса. Стоя на вершине высокой ступенчатой пирамиды, конкистадор с изумлением взирал на странную и динамичную картину жизни огромного языческого города: «И мы увидели огромное количествов лодок, одни приходили с различными грузами, другие… с разнообразными товарами… Все дома этого великого города… находились в воде, а из дома в дом можно было попасть только по висячим мостам или на лодках. И видели мы… языческие храмы и часовни, напоминавшие башни и крепости, и все они сверкали белизной и вызывали восхищение».

Теночтитлан был захвачен Кортесом после трехмесячной осады и ожесточенной борьбы в 1521 г. И прямо на руинах ацтекской столицы, из камней ее дворцов и храмов, испанцы построили новый город - Мехико, быстро растущий центр своих колониальных владений в Новом Свете. Со временем остатки ацтекских построек были перекрыты многометровыми напластованиями современной жизни. В этих условиях вести систематические и широкие археологические исследования ацтекских древностей практически почти невозможно. Лишь от случая к случаю в ходе земляных работ в центре Мехико появляются на свет каменные изваяния-творения древних мастеров. Поэтому подлинной сенсацией стали открытия конца 70-80-х гг. XX в. при раскопках Главного храма ацтеков-«Темпло Майор» - в самом центре Мехико, на площади Сокало, между кафедральным собором и президентским дворцом. Сейчас вскрыты уже святилища богов Уицилопочтли (бог солнца и войны, глава ацтекского пантеона) и Тлалока (бог воды и дождя, покровитель земледелия), обнаружены остатки фресковых росписей, каменная скульптура. Особенно выделяются круглый камень диаметром свыше трех метров с низкорельефным изображением богини Койольшаухки-сестры Уицилопочтли, 53 глубокие ямытайника, заполненные ритуальными приношениями (каменные фигурки богов, раковины, кораллы, благовония, керамические сосуды, ожерелья, черепа принесенных в жертву людей и т. д.). Вновь обнаруженные материалы (общее их число превышает несколько тысяч) расширили существовавшие представления о материальной культуре, религии, торгово-экономических и политических связях ацтеков в период расцвета их государства в конце XV-начале XVI в.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

Какие племена и народности населяли в древности Перу? Подавляющее большинство считает, что ими были инки. И это кажется правильным. Когда в 1532 г. испанские конкистадоры ступили на перуанскую землю, вся страна, а также Эквадор, Боливия и Северное Чили входили в пределы гигантской инкской империи, или, как сами инки называли свое государство, Тауантинсуйю. Общая протяженность Тауантинсуйю вдоль Тихоокеанского побережья составляла свыше 4300 км, а население- не менее 6 млн человек. Однако инки представляли собой лишь внешний фасад древнего Перу, за которым, как в Египте или в Месопотамии, скрывалось длительное и славное прошлое.

В конце II тыс. до н. э. в горах северо-восточных областей страны внезапно появилась загадочная культура Чавин, синхронная с «ольмекскими» памятниками Мезоамерики и близкая им по характеру (культ кошачьего хищника- ягуара или пумы, каменные пирамидальные храмы, изящная керамика и т. д.). С рубежа нашей эры в прибрежной зоне Перу на севере возникает цивилизация Мочика, а на юге - цивилизация Наска. Одновременно с ними или чуть позже в горах Боливии и Южного Перу сформировалась динамичная и оригинальная культура Тиауанако (названа так по имени своего центрального поселения-Тиауанако, близ южного берега оз. Титикака). Что же характерно для всех названных ранних перуанско-боливийских цивилизаций?

Прежде всего, они родились самостоятельно, одновременно или почти одновременно с классическими цивилизациями Мезоамерики, но без каких-либо заметных связей с ними. Далее, хотя древние перуанцы не создали ни иероглифической письменности, ни сложного календаря, их технология в целом была совершеннее, чем у населения Мезоамерики. В то время, когда мезоамериканцы жили еще целиком в каменном веке, индейцы Перу и Боливии со II тыс. до н. э. знали металлургию, обрабатывали золото, серебро, медь и их сплавы и делали из них не только украшения и оружие, но (как в случае с медью) даже наконечники земледельческих орудий-«палок-копалок» и мотыг. Они, особенно создатели культуры мочика, изготовляли великолепную керамику с полихромной росписью и фигурным моделированием. Их ткани из хлопка и шерсти были тонкими и совершенными. Но особенно изящные виды этой продукции - гобелены, декоративные ткани, парча и кисея - не имеют, пожалуй, себе равных в древнем мире. Их красота лишь усиливалась яркостью красителей, приготовляемых из различных растений (например, индиго) и минералов. Эти три важных компонента местной культуры- металлические изделия, керамика и ткани (хорошо сохраняющиеся в сухом и теплом климате побережья) - придают неповторимое своеобразие всем названным древнеперуанским цивилизациям I тыс. н. э.

Последующий период (с X в. н. э. и позже) отмечен усилением экспансии населения горных областей (особенно Тиауанако) в зону Тихоокеанского побережья. Затем здесь возникает несколько новых государств, крупнейшим из которых стало Чиму, расположенное на севере данной области, примерно от Тимбега до Лимы. Его столица Чан-Чан занимала площадь около 25 кв. км и имела население до 25 тыс. человек. В центре города находилось десять огромных прямоугольников 400×200 м, огороженных стенами 12 м высотой,- дворцовые ансамбли местных царей. Вокруг-резиденции меньшего размера, где жили чиновники, ремесленники и другие группы горожан. После смерти царя хоронили в его дворце со всеми богатствами, а преемник строил себе новое здание, похожее скорее на замок или крепость, чем на обычный дом. Именно в Чиму была впервые создана объединенная сеть ирригационных каналов и построены дороги, соединяющие горы и побережье. А это в свою очередь объясняет и впечатляющие достижения местной культуры, и значительную концентрацию населения в городах и селах.

В то же время в горной зоне с ее изрезанным рельефом, большим числом почти изолированных друг от друга долин и рек одновременно возник целый ряд мелких враждующих между собой государств. Но лишь одно из них - государство инков в долине Куско,- обладая более совершенной организацией армии и аппарата власти и отличаясь воинственностью своих жителей, сумело сломить сопротивление соседей и стать господствующей силой в регионе. Это произошло всего лишь за столетие до прихода испанцев, в XV в. н. э.

Размеры инкской империи росли с небывалой быстротой. Между 1438 и 1460 гг. инка Пачакути завоевал большую часть горных районов Перу. При его сыне Топа Инке (1471 -1493 гг.) были захвачены значительная часть Эквадора и территория государства Чиму, а чуть позже - юг прибрежной перуанской зоны, горы Боливии, север Чили. Во главе огромной державы стоял божественный правитель сапаинка, которому помогала наследственная аристократия, связанная с правителем кровным родством, а также жреческая каста и целая армия чиновников, контролировавших все стороны жизни.

Сельские общины несли тяжелый груз всевозможных налогов и трудовых повинностей (работа на строительстве дорог, храмов и дворцов, в рудниках, служба в армии и т. д.). Население вновь завоеванных земель насильственно перемещалось из своих родных мест в отдаленные провинции. Империя была связана обширной сетью мощенных камнем дорог, вдоль которых через определенные расстояния стояли почтовые станции с помещениями для отдыха и склады с продуктами и необходимыми материалами. По дорогам регулярно курсировали и пешие гонцы-бегуны, и всадники на ламах.

Духовная жизнь и вопросы культа целиком находились в руках жреческой иерархии. Поклонение богу-творцу Виракоче и небесным планетам осуществлялось в каменных храмах, украшенных внутри золотом. В зависимости от обстоятельств жертвоприношения богам варьировали от обычных в таких случаях мяса ламы и маисового пива до убийства женщин и детей (во время болезни или смерти верховного Инки).

Однако эта самая крупная и наилучшим образом организованная империя доколумбовой Америки стала легкой добычей горстки испанских авантюристов во главе с Франсиско Писарро в XVI в. н. э. Убийство инки Атауальпы в 1532 г. парализовало волю к сопротивлению местных индейцев, и могущественное инкское государство в считанные дни рухнуло под ударами европейских завоевателей.

Несмотря на то, что наибольшей популярностью пользуются разного рода строения, разработанные архитекторами прошлых лет, существует довольно много памятников более современной архитектуры. Они менее популярны у большинства туристов, нежели предметы старины, однако, безусловно заслуживают внимания. Есть на Земле особый город, которой является настоящим произведением искусства современных архитекторов.

Город-памятник

Далеко не каждый способен незамедлительно назвать столичный город называемый памятником современной архитектуры, так как для ответа на подобный вопрос, потребуются довольно глубокие познания в географии. На самом деле, ответ следует искать в , где располагается город Бразилиа, ставшей в 1960 году столицей данного государства.

ВАЖНО! Данный населенный пункт относительно молодой и его возраст составляет около шестидесяти лет, что не помешало ему стать столицей региона.

Своим появлением, столь необычный памятник обязан предвыборным обещаниям местного президента, который сулил избирателям совершенно новый, обеспеченный всей необходимой инфраструктурой город, который сможет вместить достаточное число жителей для того, чтобы называться столицей страны.

Несмотря на то, что на выполнение своего обещания у президента оставалось всего несколько лет, он задействовал настоящую армию строителей, которая в сжатые сроки смогла возвести красивый и современный город.

Бразилиа в современности

Для туриста, данный город представляет собой крайне интересную и ценную находку, так как помимо запоминающегося внешнего вида и непередаваемой атмосферы, Бразилиа может похвастаться внушительным списком достопримечательностей.

СОВЕТ! При посещении Бразилиа крайне важно найти время для того, чтобы погулять по улицам города без экскурсий, так как это позволит в полной мере оценить таланты архитекторов, проектирующих город.

  • Матернидад - парк с рестораном и баром, отличающийся приятной атмосферой и низкой стоимостью блюд;
  • Музей денег - представляет собой довольно любопытное собрание не только местной, но и иностранной валюты прошлых лет;
  • Часовня Дона Боско - одного из наиболее почитаемых местными жителями святых.

Уникальное сочетание необычной и современной архитектуры, а также богатой культурной программы, делает город Бразилиа идеальным местом для туристических поездок.