Серпантин лестницы троллей насчитывает крутых поворотов. Панорама Лестница троллей. Виртуальный тур Лестница троллей. Достопримечательности, карта, фото, видео. На что обратить внимание путешествуя по дороге


Национальная туристическая дорога "Лестница троллей" (Trollstigen), протянувшая среди горных вершин в норвежском регионе Вестланн, является одной из самых популярных достопримечательностей юго-запада страны. Узкая трасса длиной 106 километров - образец инженерного искусства: серпантин насчитывает 11 крутых поворотов, окаймленная невысокими ограждениями из природного камня. На некоторых участках ширина дороги не превышает 3,3 метров.

Путешественникам, отважившимся преодолеть "Лестницу троллей", открываются живописные ландшафты фьордов и холмов, национальных парков и заповедников. Дорога была открыта королем Хоконом VII 31 июля 1936 года после восьми лет строительства. Смотровые площадки, с которых можно наблюдать впечатляющие рельефные пейзажи "Лестницы троллей", расположены на одном из горных хребтов на высоте 200 метров. Выступ смотровой платформы, будто бы парящей над пускающейся вниз дорогой, ограничивается стеклянной панелью: пройти до конца смогут только смелые туристы.







Бассейн в туристическо-информационном центре "Лестница троллей", Норвегия // terraverde.squarespace.com




Летом 2012 года возле "Лестницы троллей" был открыт туристический центр, где помимо информационного офиса также расположены кафе и сувенирный магазин. Пообедать можно и в специально выделенных местах для пикника, откуда ведут тропы к новым оборудованным смотровым площадкам. В летнее время туристы могут искупаться в ступенчатых бассейнах, вода в которых нагревается от солнечных лучей.

Как добраться

Туристический маршрут Trollstigen совпадает с трассой RV63, протянувшейся от озера Лангеватн на плато Стринефьель до моста в Согге в долине Румсдал. Горная дорога соединяет город Ондалснес, расположенный в коммуне Рёума, и Валлдал в коммуне Нордаль. Будьте внимательны: трасса открыта только в теплое время года; проезд разрешен с мая до октября.

Проехать по дороге лучше всего автомобиле, арендованном или собственном. В случае, если вы путешествуете с севера Норвегии, к примеру из Тронхейма, то, не доезжая примерно 5 км до Ондалснеса, на мосту Согге сверните на трассу fv. 63. Дорога приведет к горному маршруту Trollstigen. Расстояние от Тронхейма до петляющей "Лестницы троллей" - порядка 310 километров.

Если вы путешествуете на автомобиле из Осло, то следуйте по шоссе E6 через Хамар до Лиллехаммера или по E4 через Йовик до Лиллехаммера. Далее по трассе Е6 до Думбоса. Сверните на шоссе E136 через Леша к Румсдалену. Далее на мосту Согге (примерно за 5 км от Ондалснеса) поверните на трассу fv. 63, по которой можно доехать до "Лестницы троллей". Расстояние от Осло до Trollstigen - 450 километров.

Город Ондалснес (в случае, если вы путешествуете на общественном транспорте) - отправная точка для путешествий по живописной "Лестнице троллей". Автобусы-экспрессы, совершающие дневные и ночные рейсы, соединяют Осло с Ондалснесом, минуя Гудбрандсдален и Румсдален (время в пути - около восьми часов). В Ондалснесе необходимо пересесть на автобус, следующий до Валлдала и Гейрангера; маршрут проходит по горной дороге Trollstigen. Будьте внимательны: эти рейсы совершаются только с 15 июня по 31 августа.

Поезда Норвежских железных дорог (NSB) несколько раз в день отправляются из Осло и Тронхейма до Ондалснеса с пересадкой в Думбосе (в большинстве случаев). Время в пути на поезде из Осло - 5 часов 30 минут, из Тронхейма - 4-5 часов, в зависимости от времени года и рейса. В Ондалснесе нужно пересесть на автобус, следующий до Валлдала и Гейрангера и проходящий по "Лестнице троллей".

Расположение

Горная дорога "Лестница троллей" (Trollstigen) находится в губернии (фюльке) Мёре-ог-Ромсдал, в регионе Вестланн, в юго-западной части .

В этой статье я расскажу, как мы ездили по дороге Троллей, что видели. Упомяну все достопримечательности на которые нужно обратить внимание, чтобы ничего не пропустить. И прямо сразу вас порадую, проезд по дороге Троллей абсолютно бесплатен, даже парковки рядом с достопримечательностями бесплатны, что не мало важно для дорогущей Норвегии.

Тролльстиген — часть национального туристического маршрута. Она представляет из себя участок дороги с 11 крутыми поворотами, позволяющий взобраться на автомобиле на гору Stigrøra (858 метров над уровнем моря). Это дорога раньше имела большое значение для местного населения т.к. позволяла жителям ездить на ярмарку. Сейчас же эта дорога стала больше туристическим аттракционом. Там катают туристов на больших автобусах. Маршрут очень удобен для круизников: — дорога Троллей. Большинство туристических путеводителей относят эту дорогу к «must see» достопримечательностям страны Фьордов.

Утром мы двинулись в сторону Тролльстиген из Валлдала (это со стороны Гейрангера), поэтому фотографии буду показывать в последовательности от Валлдала к Трольстинген. Дорога медленно, но верно ползла вверх. Вначале пути проезжали мимо многочисленных клубничных плантаций. Торговля клубникой происходила прямо у места сбора ягоды. Приценяться мы не решились, норвежские цены почти всегда вызывают шок.

Дорога Троллей на карте

Все места, упомянутые в статье на карте. Все точки подписаны и снабжены фотографиями. Всего от Валлдала до Ондалснеса около 50 км, но с учетом того, что дорога горная и очень красивая, часто останавливались фотографировать, мы ехали около 3 часов.

Речной порог Гудбрандсьюве

Остановились посмотреть на речной порог Гудбрандсьюве (Gudbrandsjuvet), некоторые называют это место Ведьмиными котлами, что в общем то соответствует содержанию. Рядом расположена бесплатная парковка и щит с туристической информацией и кафешечка. Ходить никуда нужно, порог расположен прямо у самой дороги.

Гудбрадсьюве находится на полпути между центром Валлдала и Тролльстигеном и представляет собой несколько водоворотов на отрезке реки в 5 метров шириной и 20 – глубиной. Мощь потока на самом деле очень впечатляет, фотографии не передают и малой толики тех ощущений, которые мы испытали стоя рядом с этой необузданной стихией. Поток ревет, в буквальном смысле этого слова, вода извиваясь в бесчисленных водоворотах «кипит» и клокочет. Не дай бог ни одному живому существу упасть случайно в реку, «Ведьмины котлы» живым никого не отпустят.

Гудбрандсьюве

Согласно легенде из XVI века, ущелье было названо в честь человека по имени Gudbrand, который бежал со своей невестой и улизнул от своих разъяренных преследователей, перепрыгнув через ущелье в самом узком месте. Gudbrand был объявлен вне закона за свои дела, и жил до конца своей жизни в каменной хижине в одной из боковых долин выше Gudbrandsjuvet. Долину до сих пор называют Гудбрандсдален. Какова была судьба похищенной невесты, так и осталось загадкой…



Гудбрандсьюве

Над порогом проложены мостики, чтобы все могли увидеть грохочущий горный поток. Умеют норвежцы сделать достопримечательность в любом месте. Смотровые площадки в Норвегии разрабатывают известные архитекторы. Здание кафе из стекла и бетона выглядит очень оригинально. То ли еще будет.



Гудбрандсьюве

Дальше начался подъем в гору, плавный без серпантинов. Вдоль дороги стал попадаться снег, похолодало. Переместились на уровень горных тундр. На солнце в тундре было тепло, по ночам наверное там мороз, раз снег не успевает растаять в июле.

Остановились покидались снегом. К нам тут же подбежало стадо овец за угощением. Овцы там почти хищные, к каждой остановившейся машине они устремляются всем стадом, снимать дань. Инстинкт у баранов выработался — железный, сразу бегут к багажнику. Если турист не дает чего-нибудь, бараны начинают пытаться пожевать ветровку, куртку или на худой конец штанину.





Едем прямо в облако. Выше облаков уже не было. Так на автомобиле мы поднялись над облаками.



Кто бы мог подумать, что можно испытывать радость при встрече со снегом в июле. Наверное это потому, что точно знаешь, что снег локален и скоро опять будет лето. В ноябре сильной радости по поводу снега я не испытываю. В летней обуви на снегу было очень скользко.



Смотровая площадка Тролльстиген

Цент визитов непосредственно у перевала Тролльстиген выглядел еще более стильно. Косая крыша, по которой можно гулять, смотровые площадки над самой пропастью и ревущим водопадом с ограждением из стекла, организованный каскадный водоем у самого обрыва. Машину можно было запарковать просто вдоль дороги бесплатно.



Интересно наблюдать, как машинки внизу пропускают друг друга, дорога там узкая, чтобы разъехаться со встречным нужно заехать в карман и прижаться к стене или к краю пропасти. Особенно страшно видеть, как едут по этой дороге большие туристические автобусы, на повороте они заходят по большому кругу, так что всем приходится их пережидать по карманам. Движение по этой дороге транспорта более 13 метров длинной запрещено.



Зимой этот перевал закрыт, как и многие другие перевалы Норвегии. Обычно Тролльстинген открывают в мае, и работает он до конца октября, но даже в этот период возможно его закрытие из-за погодных условий. При гололеде движение по перевалу останавливают.







Любопытно, что эту дорогу построили в 1936 году. До этого через перевал ходили караваны вьючных животных под руководством опытных проводников. Сейчас вы при желании можете повторить их опыт и пройтись по перевалу пешком. Для этого создан размеченный пешеходный маршрут Kløvstien . Данный пешеходный маршрут классифицируется, как тяжелый. Для его прохождение потребуется не менее 1 часа и хорошая физическая форма, набор высоты 424 метра, протяженность 2,5 км.



Указатель пешеходного маршрута

Автобус на дороге Троллей, Трольстинген

Ну и не могли мы устоять перед обаянием норвежских троллей.



Тролли на дороге Троллей

Внизу после проезда перевала есть парковка с которой и полагается начинать пешее восхождение по маршруту Kløvstien .

В долине Ромсдал, начинающейся сразу у подножия перевала есть еще одна природная достопримечательность — Стена Троллей (Trollveggen). Это гора с почти вертикальной стеной, высотой около 1000 метров. Стена Троллей очень популярна у профессиональных альпинистов, существует около 12 маршрутов для ее преодоления, там ставят серьезные спортивные рекорды. Обыкновенные туристы могут просто на нее посмотреть, как на чудо природы. Рядом со стеной Троллей построен еще один центр визитов из стекла и бетона



Долина Ромсдал

Вдоль этой дороги расположено несколько кемпингов, долина очень живописна, жаль, что мы не остановились там на ночевку. По общим итогам поездки скажу, что этот день был самым интересным. С одной стороны мы весь день перемещались, выходили только в интересных местах фотографировать, но пейзажи по дороге были настолько завораживающими, что они сделали наш день.

В этот же день мы успели проехаться . Про стоимость проезда по маршруту Тролльстинген — Атлантическая дорога — Кристиансунд читайте в следующей статье. Тут сильно порадовать не чем.

так же на моем сайте вы сможете узнать, там же я описываю особенности проживания в кемпинг-кабинах.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес (норв. Åndalsnes ) в коммуне Рёума (норв. Rauma ) и Валлдал (норв. Valldal ) в коммуне Нордаль (норв. Norddal ) в фюльке Мёре-ог-Ромсдал. Эта дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов, высота подъема иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъема находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen ). На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.

Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.

В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.

Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон.

История строительства

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak ) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl ) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году, подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905-1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон.

Работы начались в 1905 году, а в 1913 году строительство дороги было завершено. И хотя дорога была готова, у Нильса Ховденака имелись более обширные планы, а именно прокладка автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В частности, он писал: «Помимо прочего, дорога через горы между Вальдаленом и Ондалснесом станет важным туристическим маршрутом и, прежде всего, потому что этот перевал в смысле природного ландшафта самое лучшее, что есть в нашей стране». Ховденак разработал новый план и составил смету расходов на строительство автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В письме от 5 октября 1916 года директор Строительного ведомства сообщил, что Департамент общественных работ (норв. Arbeidsdepartmentet ) дал разрешение на начало строительства дороги. В первую очередь были построены мосты Гудбранн (1919), Холь (1921) и Крихе (1926-27). Со стороны Румсдаля работы начались в 1928 году. Строительство заняло продолжительное время. Лето было коротким, а местность горная, поэтому строительству угрожали камнепады и снежные лавины. Однако 31 июля 1936 года дорога была готова и представляла собой 11 поворотов на крутых горных склонах с многочисленными искусственными сооружениями в виде стен из природного камня и мостов. Король Хокон лично принял сдачу дороги между Валльдаленом и Румсдаленом. В составленном документе о приёмке дороги написано, что «присутствующие представители коммун попросили короля дать дороге название, после чего тот назвал её Тролльстигвегеном», то есть дорогой «Лестница троллей»..

Как добраться

Лестница троллей

Ондалснес

Ейрангер

Расстояние

  • -Ондалснес 480 км
  • Отта-Ондалснес 140 км
  • Домбос-Ондалснес 105 км
  • Молде-Ондалснес 50 км
  • Олесунн-Ондалснес 120 км
  • Ейрангер-Ондалснес 85 км

от Домбоса (норв. Dombås ) (Осло)

  • по трассе E136 на запад от Домабаса через долину Румсдаль (норв. Romsdal ) в направление к городу Ондалснес (норв. Åndalsnes )

от Олесунн (норв. Ålesund )

Вы знаете, где живут тролли? Конечно в Скандинавии. В частности их много в Норвегии. По крайней мере, так утверждает норвежская мифология. Названия достопримечательностей в этой стране часто с ними связаны. Вот и знаменитая Лестница Троллей не обошла стороной этих легендарных существ.

Угадайте, где находится Язык Тролля? Правильно, в Норвегии. Это огромный кусок скалы, оторвавшийся и зависший над пропастью. Обязательно прочтите про Язык Тролля .

Лестница Троллей, или как её еще называют Дорога Троллей (в оригинале Trollstigen) – это горная извилистая дорога в Норвегии, которая является одним из участков национальной дороги No63, соединяющей город Онделснес в коммуне Раума и городок Валлдален в муниципалитете Нордал.

Дорога находится в юго-западной части страны, в 350 километрах на северо-запад от столицы Норвегии города Осло.
Норвегия довольно неровная страна. Здесь множество гор, ущелий и перевалов. Поэтому и дороги частенько напоминают серпантин. Например, если вы ездили на Озеро Абрау , то знаете что это такое.

Чем знаменита Лестница Троллей

Серпантином сейчас никого не удивишь. Но Лестница Троллей имеет внушительный уклон в 10% и 11 крутых поворотов.


Что такое уклон

10% вовсе не значит 10 градусов. Уклон в 10% означает увеличение (или уменьшение) высоты на 10% на каждую единицу длины. То есть, если дорога имеет длину 1 километр, то перепад высот в её начале и конце будет целых 100 метров. Уклон в 10% соответствует 17.6 градусов. Это очень круто (и в прямом и переносном смысле).

Некоторые повороты Дороги Троллей доходят до 180 о (это практически разворот). Из-за внешнего сходства такие повороты часто называют шпилька. Именно поэтому здесь запрещено движение автомобилей, длина которых более 12.4 метров. Хотя в качестве эксперимента в 2011-12 годах по Дороге Троллей курсировали автобусы длиной чуть больше 13 метров.


Повороты на 180 градусов

Длина Дороги Троллей около 7 километров. Непревзойденная природная красота и окружающие виды делают эту часть дороги настоящей достопримечательностью Норвегии. В разгар туристического сезона по Лестнице Троллей проезжает порядка 2 500 автомобилей в день – это примерно по 2 авто в минуту. За весь сезон по дороге проходит более 150 000 машин.
Дорога Троллей проходит в окружении величественных горных пиков, высотой более 1500 метров.

Немного истории

История Лестницы Троллей уходит корнями в средние века. Еще с 16 века в долине Румсдален на севере проводилась ярмарка, а жители долины Валлдален на юге хотели её посещать и соответственно иметь нормальную дорогу. Но вплоть до начала 20 века людям приходилось добираться по довольно опасному пути. Широкомасштабное строительство качественной дороги началось только в начале 20 века и продлилось целых 8 лет.

Официальное открытие Лестницы Троллей состоялось 31 июля 1936 года. С этих же пор появилось и название.
Сам король Хаакон седьмой лично принимал дорогу и подписывал акт приема. Примечательно, что, собравшиеся на торжественно мероприятие, представители общественности попросили короля дать название этой дороге. Король, недолго думая, дал название «Троллстиген», то есть «Лестница Троллей».

Действительно, если посмотреть сверху на дорогу, то она отдаленно напоминает гигантские ступени.

Лестница Троллей сегодня

С 16 июня 2012 года Лестница Троллей является Национальным туристическим маршрутом. Здесь есть вся необходимая туристическая инфраструктура – кафе, пешеходные дорожки, смотровые площадки и автостоянка.




В непосредственной близости от дороги можно увидеть водопад Стигфоссен, который добавляет окружающим пейзажам еще большего очарования. Общая высота водопада около 240 метров, а высота свободного падения воды 122 метра.



Есть пешеходная дорожка на тех, кто хочет покорить Лестницу Троллей пешком. Если вы хотите прогуляться по дороге, вы можете использовать старый горный путь, который был недавно отремонтирован.

Лестница Троллей, как правило, закрыта с конца осени. Туристический сезон начинается с середины мая и заканчивается в октябре, но многое зависит от погоды.


  1. Некоторые участки Лестницы Троллей не превышают 3.3 метра в ширину
  2. В 2005 г. было выделено порядка 16 млн. крон на работы по предотвращению камнепадов. Это сделало Дорогу Троллей еще более безопасной
  3. Каждый изгиб имеет свое имя. Обычно это имя человека, который руководил строительными работами в этом конкретном участке
  4. Самая высокая точка дороги — 852 метра над уровнем моря, на границе между муниципалитетами Раума и Нордал

В западной Норвегии на склонах гор расположено одно из популярных туристических мест в стране — Лестница троллей, в русских источниках более известная как Дорога троллей. Многочисленные источники часто причисляют ее к всевозможным спискам самых увлекательных и опасных дорог мира.

Идея организовать сообщение между долиной Валльдален и селением Румсдален появилась еще в шестнадцатом веке вместе с румсдальской ярмаркой. Реальное строительство дороги началось только в конце девятнадцатого века, когда в 1891 году проложили первые восемь километров дороги от Квернбруа до Веблунгснеса в Истердалене.

Настоящим сподвижником проекта дороги стал инженер Нильс Ховденак, когда ему строительное ведомство поручило разработать план дороги через горы. Он провел детальное обследование участка и впервые заявил о возможности постройки даже автомобильной дороги. Ведомство, исходя из бюджета в 4000 крон, вначале решило построить только тропу для людей с лошадьми, и в 1913 году осуществило свой замысел. Инженер Ховденак продолжал работать над проектом, пока не осуществил свою идею. Это он сказал, что дорога между Вальдаленом и Ондалснесом обязательно будет туристическим маршрутом, потому что этот перевал – самый красивый природный ландшафт в Норвегии. И в 1936 году мечта инженера сбылась. На открытие автомобильной дороги приехал даже король Хокон VII.

Лестница троллей стала самым популярным среди туристов участком норвежских дорог. Она и сегодня остается примером инженерного дорожного искусства. Только во время подъема дорога делает 11 очень резких поворотов с крутыми виражами, подъемами и спусками. На середине пути туристов ожидает удивительно красивый водопад Стигфоссен, а на вершине – большая обзорная площадка с парковкой и сувенирными магазинчиками.

Ширина дороги в некоторых местах не достаточно широка для проезда длинномерных грузовиков, а в осенне-зимний период она вообще закрыта для проезда. Лестница троллей – так ее при открытии назвал король Хокон, стала легендой Норвегии, продолжая удивлять и радовать путешественников своими красотами.

Лестница троллей — ФОТО