Соловки, секирная гора. Секирная гора на соловецких островах Соловки секирная гора лестница мучеников

Еще в далеком 2002 году русские ученые подтвердили возможность искусственного происхождения Секирной горы – той, что расположена на Соловецком архипелаге.

Хотя в основе возвышения – ледниковые отложения, есть все основания полагать, что сверху оно действительно дополнено насыпями искусственного происхождения, то есть все это – дело рук человеческих.

Про холмы и холмики

Ни для кого не секрет, что на многочисленных островах и островках Соловецкого архипелага встречаются холмы и горы абсолютно различной высоты. Так вот, Секирная гора – пожалуй, самая высокая гора на всем Большом Соловецком острове. Есть у этой горы и другое, более благозвучное название – Чудова гора.

Все же вернемся к более устоявшемуся названию – Секирная. Так вот, названа она была в память об ангелах. Суть мифа в том, что когда-то ангелы, спустившись с небес, высекли жену рыбака, жену помора. По преданию, преподобные Савватий и Герман жили да поживали возле этой, по-видимому, еще безымянной горы.

Летом к подножию приплывали рыбаки с женами. Мужья, как и полагается, рыбу ловили, ну а жены траву косили, да хозяйство вели. За что невзлюбили поморы преподобных Савватия и Германа, история умалчивает. Вот только разгорелся конфликт между ними да рыбаками. Повторюсь, что дело было в давние времена и, как это часто бывает в мифах любого народа, в ситуацию вмешались силы небесные – в нашем случае ангелы в образе белокурых юношей.

Последние взяли да высекли прутьями одну из жен рыбаков, да велели сматывать удочки по добру да по здорову. И что, мол, остров этот с горой в придачу принадлежит инокам для молитв… Спорить с ангелами не представлялось возможным, вот и покинули рыбаки остров этот и впредь уважительно стали относиться к преподобным.

Древние люди постарались

Вот тут-то и возникают вопросы, связанные с названием этой горы. Судя по легенде, название «Секирная» якобы происходит не от слова «сечь», а от «секира» – названия средневекового боевого топора. Выходит, что ангелы должны были засечь насмерть жену помора не вицами, а боевыми секирами. Как-то жестко получается, тем более для ангелов.

Известно, острова Соловецкого архипелага плоские, словно отутюженные ледником. Высокие горы на них смотрятся как-то странно, будто это искусственные образования. На Большом Соловецком острове гора Секирная (или Секирка) – самая высокая, ее высота почти сто метров. Откуда ей взяться на этом своего рода плато?

Отметим, что огромные песчано-каменные насыпи Соловецких гор впервые описали краеведы в 30-х годах прошлого века. Но ученые тогда не смогли объяснить, откуда на плоских островах могла появиться такая высокая гора. Предположили, что Секирка частично создана ледником и частично является пирамидой из валунов, которую построили несколько тысячелетий назад древние люди, населявшие берега Ледовитого океана и Белого моря.

В 2002 году российские ученые подтвердили возможность искусственного происхождения Секирной горы. Хотя в основе возвышения – ледниковые отложения, и есть основания полагать, что сверху оно действительно дополнено насыпями искусственного происхождения.

Соловьи не поют на Соловках

Конечно, возникает вопрос: если древняя соловецкая гора – пирамида, откуда у нее исконно русское название? Да и зачем монахам нужна была такая странная легенда об ангелах? На самом деле, есть сомнения в том, что название горы изначально было славянским. Ведь и слово «Соловки» хоть и созвучно с «соловьями», не имеет к ним никакого отношения – соловьи за Полярным кругом никогда не водились.

Ну, а легенду об ангелах монахи использовали как доказательство того, что Соловецкий остров должен принадлежать монастырю, а не коренным жителям. К тому же, археологи подтвердили, что Соловецкий архипелаг еще за тысячи лет до прихода первых монахов принадлежал жителям Беломорья. Новгородцы называли эти беломорские племена «чудью», а укоренившихся местные ненцев – «сикиртя».

Скирда из мха

Упоминание о народе сикитря встречается в «Повести временных лет». В переводе с древнего языка «схрт» или «скрд» – это искусственная насыпь вытянутой формы. В слове «скирда» тот же корень. Скирда – искусственная копна из сена вытянутой формы. Но скирда может быть не только из сена, поэтому возникла версия, что «схрт» – это форма примитивного насыпного доисторического жилища, наподобие гигантской скирды из травы, мха и веток, в котором жили наши древние предки.

Та же древняя корневая основа «скрт» и в слове «скрыть». Ведь основная функция жилища – скрыться от холода и диких зверей. Людей, которые жили в таких примитивных жилищах, называли скитниками, а на Севере – сикиртя.

Первые летописные сведения новгородцев о доненецком пещерном населении севера (ненцы пришли на территорию печорской тундры из-за Уральского хребта лишь в 13–14 веках) подтверждают, что жившие там племена не знали железа и обитали в пещерах.

Пещерные люди

Но резонно возникает вопрос, что в плоской печорской тундре практически нет гор, в которых сегодня можно найти такие пещеры, да еще чтобы в них могли жить пещерные люди. Возможно такими «горами» древнего пещерного народа могли быть только искусственные насыпи-жилища – огромные дома-скирды из торфа и мха.

Только тогда становится понятно, почему спустя тысячу лет от них практически ничего не осталось – они превратились в обычные небольшие холмы среди ровного ландшафта тундры. Кстати, археологи периодически находят в тундре следы доненецкой цивилизации – бронзовые и каменные орудия, украшения.

Стоит сказать, что следы жилищ народа сикитря также остались. Ещё в 19 веке академик Лепехин писал: «вся самоедская земля в нынешнем Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некоего народа. Находят оные во многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделаны в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями подобным зверем. В сих пещерах находят печи и находят железные, медные и глиняные домашних вещей обломки».

А что касается каменных насыпных гор, как Секирная, – то это уже не дома из торфа и мха для живых людей, а дома мертвых – пирамиды, сложенные из камней. Таким образом, каменные горы на Соловках – не что иное, как памятники древней цивилизации. Нашим исследователям предстоит большая работа по изучению истории, скрытой в земле.

Дневник узницы Соловецкого лагеря особого назначения Евгении Ярославской-Маркон.

« У кого текут слезы по суровым лицам, у кого застыли они в глазах и застыл их недвижный взгляд. А женщина-то эта, вдруг, как рухнет во весь рост на каменный пол. Не выдержали нервы. Это была вдова недавно расстрелянного за неудачный побег советского поэта Ярославского»

«Успенский (начальник Соловецкого лагеря) сделался страшен. Выплевывая ругательства, он оглушил женщину рукоятью нагана и, упавшую без чувств, стал топтать ногами…Самого расстрела я не видал, слышал только сухие выстрелы палачей и неясный говор. Да порой вскрик кого-либо из убиваемых: - Будь проклят антихрист!.. »

Секирная гора. О происхождении названия есть легенда, что пришла сюда крестьянка, и начала расчесывать волосы. Явился ангел и засек её до смерти. Вот и эта история, которая начиналась в революционном Петрограде закончилась здесь, на Секирной горе Соловецких островов. Здесь содержали провинившихся узников Соловецкого лагеря, фактически попадание сюда в зимнее время означало смерть. Суровый климат, помещения никак не отапливались, теплой одежды у заключенных не было.

Фото: бывший изолятор на Секирной горе


В расстреле 29 летней Евгении Ярославской-Маркон участвовал лично начальник лагеря. Что же за страшное преступление совершила эта безногая женщина, какой была ее жизнь? После себя Евгения Макрон оставила мемуары, которые были найдены и опубликованы «Мемориалом». Автор сама говорит, что ей нет смысла врать, в честной истории есть и воровство, и потеря ног, и газета «Урканская правда» и большая любовь, которая в итоге привела ее на Секирную гору.

Евгения Маркон родилась в семье профессора-медиевиста 14 мая 1902 года, но сознательно отреклась и от судьбы интеллигента, добровольно начала воровать и постигать законы криминального мира. Перспектива стать революционеркой, как она сама уверена, было делом для нее практически решенным. В 20 лет выпускница петроградского университета влюбилась в поэта, журналиста Александра Ярославского.

(На фото: Евгения Маркон и Александр Ярославский)

«...В 1923 г. (в марте), прожив с Ярославским ровно три месяца, - попала я под поезд и мне пришлось ампутировать ступни обоих ног, - событие настолько для меня ничтожное, что я чуть было не забыла о нем упомянуть в своей автобиографии; в самом деле, - что значит потеря нижних конечностей, по сравнению с такою большою любовью как наша, - перед таким всеослепляющим счастьем, как наше?!»

Вдвоем они уехали в Париж, там под предлогом «пообедать» Евгения посещала местную ночлежку, беседовала с ее постояльцами. В ее планы не входило возвращение на Родину.

Александр Ярославский же планировал вернуться. «Еду в Россию расстреливаться...» После ареста мужа Евгении, Александра Ярославского, она решила уйти с головой «в шпану». Начала осваивать воровское ремесло и торговала газетами. “Книжникам и фарисям”! она предпочла «блатную жизнь». Ночевала в скверах и парадных.

«Наконец я устроилась на постоянную квартиру - в стеклянную трамвайную будку...По ночам на “садке” становилось холодно. Ходили отогреваться к костру на Театральной площади возле “асфальтовых” котлов. Маленькие “пацаны” даже совсем спали в этих котлах... Как-то, когда ребятам удалось разгромить продуктовый ларек, жарили на костре колбасу и пекли яблоки, употребляя вместо вертела лежавший на площади железный жезл трамвайной стрелочницы... Спали мы теперь в будке все - женщины, ребята - сбившись в кучу; каждый ложился на ноги предыдущего, чтобы эти ноги греть... так всем было значительно теплее и только самый нижний под конец ночи не выдерживал и вопил: - “Да, что вы в самом деле навалились все на меня, - ноги у меня железные - что ли?”

Перед этапированием Александра Ярославского на Север, Евгении дали повидаться с ним.

(На фото: женский барак на Соловецких островах)


После свидания с мужем даром времени не теряла, продолжала воровать. Один раз ее сильно побили, ударили бутылкой по голове, да еще и привели в милицию. «Если мне сразу же не повезло по “ширме”, то зато моей любимой отраслью скоро стала “бановая” (вокзальная) кража…»

«...О, господи! - сколько радости доставляет каждый украденный чемодан! - Это, как в детстве - шеколадный шар с “сюрпризом”... Улепетываешь с чемоданом, а самому не терпится скорей узнать: - что бы в нем такое могло быть? - А вдруг - золото? А вдруг - “чистоган”? - Чаще всего оказывается - ерунда, “барахлишко”, которое важно “загнать” поскорее, еще “парное” с “дельца”, пока “штемп” не успел сделать заявки...»

Ранним летом 1929 г. отправилась я на свидание на Соловки. Встречи Ярославским предоставили на общих основаниях - 10 дней по часу в день.

На фото: Соловецкие острова, недалеко от женского барака


Евгения вернулась в Ленинград, жила среди 10 таких бездомных, в «Каменном доме», куда другие дамы заходить не решались. Она стала своей, открыла в себе новый талант- гадание. Была сослана в Сибирь по делу о взломе “Магазина Союза Охотников” Там Евгении была назначена деревня -“Караульное”... Но она собрала “нагаданные” деньги подводу и отправилась в противоположную сторону... «Ни Москва, ни Ленинград меня не прельщали; во всем мире, во всей вселенной - мне нужны были только Соловки!» . На этом мемуары, которые стали предсмертной запиской, заканчиваются. Евгения добралась до Соловецких островов, готовила побег для мужа, а что была приговорена к трем годам. Мужа приговорили к расстрелу. Есть версия, что Александр Ярославский был расстрелян 10 декабря 1930 года, но Евгения приняла это как свершившийся факт.

(на фото: начальник Соловецкого лагеря особого назначения Дмитрий успенский)


Она стукнула начальника лагеря Дмитрия Успенского протезом по ноге. Позже ударила его булыжником. Была отправлена в изолятор на Секирной горе. В 1932 году была расстреляна.

Секирная гора (Секирка) Описание Соловецких островов.

"Здесь, на «Секирке», ангелы выСЕКли злобствовавшую бабу-поморку, научив ее не творить неправды первым подвижникам Герману и Савватию.

Здесь соловецкий лагерь СЛОН построил Соловецкую тюрьму под честным названием СТОН, слишком честным, по-человечески невместимо… Рассказ о святынях Соловков был бы неполон, если бы не упоминались факты того, во что превращали созидаемые чудеса человеческой веры строители светлого будущего. Так и Секирная гора – - удивительная по красоте возвышенность главного острова Соловецкого архипелага, где был построен единственный в мире храм-маяк (главный храм Секиро-Вознесенского скита), сиявший кораблям светом Христовым на 40 верст денно и нощно,- имеет свою историю «советского периода».

Соловки – всегда были очень прогрессивным местом по техническим нововведениям: , искусственная ирригационная система соединяла многочисленные озера. К началу ХХ века у монастыря был свой самолет, два корабля и . Лампа, встроенная в барабан главки храма на Секирной горе, была выписана из Франции, но сама идея использовать храм для спасения мореходов во всех смыслах принадлежит русским инокам.

Здесь же, на «Секирке», в 20–30-е годы проявилась «нечеловеческая» способность к изобретательности иного рода - изуверской смекалке по истреблению себе подобных. Вознесенский храм, возведенный на горе, по образу Масличной, был превращен в штрафной изолятор СЛОНа для провинившихся узников. Сажали , за самоувечья (некоторые из заключенных играли в карты на отрезание пальцев), за отказ от работ и «контрреволюционную агитацию в лагере». Два неотапливаемых этажа, окна, забитые щитами, каменный пол вместо нар, отхожее место в алтарной части.

Трудились на лесозаготовке. Норма – 8-10 деревьев: срубить, очистить от веток и сучьев, приготовить к отправке. Питание: , цинготникам – вобла (Прим. СЭ: имеется ввиду вяленая рыба) на двоих и по ложке тюленьего жира (использовавшегося ранее монахами только для чистки сапог). Спали в храме. На ночь одежду изымали. Чтобы как-то отогреться на заиндевевшем полу заключенные придумали спать «в штабелях». Люди ложились друг на друга, слоями: первый - вдоль, второй – поперек, третий – опять вдоль. Больше 4 слоев разместить было невозможно: «низы» не выдерживали. Время от времени менялись местами. Нередки были случаи, когда задавленные или задушенные с нижних ярусов умирали.

Сохранился рассказ об «утешительном попе», отце Никодиме, который попал сюда уже в очень преклонном возрасте: ему было за 70. Лежа в штабелях, он рассказывал собратьям по несчастью притчи из Евангелия, или, как их называли узники, «священные сказки». Большей популярностью пользовалась притча о блудном сыне. Заключенные с интересом обсуждали, как бы они поступили на месте отца. Кто-то соглашался принять сына, кто-то спорил. В одну из ночей отец Никодим задохнулся.

Жили здесь недолго. Людей наказывали за малейшее неповиновение или невыполнение трудовой нормы. Нередко прибегали к пыткам: отправляли на «комарики» - оставляя заключенного нагим в лесу, привязанного к дереву. Мало кто переживал ночь. Зимой провинившегося, раздев, обливали холодной водой или заставляли переливать воду из одной проруби в другую. Иногда - просто расстреливали. Могли послать на «лесенку»: привязать к бревну и столкнуть с крутого склона по просеке рядом с высокой лестницей, спускающейся от Вознесенского скита к подножию горы.

Два года назад «лестницу мучеников» восстановили . Внизу – поклонный крест в память о тех, кто скончался на этом месте.

Согласно личным свидетельствам трупы свозились в определенное место, однако не было доподлинно известно, где располагалось «кладбище». В 2005 году обнаружили первое захоронение, теперь открыто около 10 братских могил. Ведутся раскопки, определяется количество людей, на месте захоронения водружается крест. Один Господь ведает имена страдальцев.

Экспозиция в скиту на Секирной горе включает фотографии . Приезд писателя был обусловлен успешным побегом нескольких заключенных с Соловков. Они добрались до Канады (Прим.СЭ: имеется ввиду . Побег произошел в 1926 году. Позднее вышли книги Ю.Безсонова во Франции и второго участника побега - Созерко Мальсагова в США) и придали общественной огласке ужасы СЛОНа. , заготовленный в регионе. Удар по казне молодого государства оказался слишком ощутим. Решено был организовать приезд Максима Горького, имевшего в ту пору немалый авторитет в Европе.

По приезде писатель посетил штрафной изолятор. Заключенные должны были инсценировать чтение газет и намеренно держали их вверх ногами. Горький подошел к одному и перевернул, дав понять, что осознает происходящее. Был он и . (На Соловках дети-беспризорники, собираемые по поездам, содержались изначально среди заключенных. В силу их физической немощи им не давали места, они спали под нарами. «Вшивки» - именно так их называли. Позже было построено .) К приезду писателя готовились: на пути к бараку понатыкали срезанные елочки. Говорят, одному мальчишке удалось прорваться к писателю и что-то рассказать. Говорят, Горький плакал. Однако в «книге отзывов» засвидетельствовал, что «не стыдно ему впасть в шаблонные похвалы изумительной энергии людей, которые, являясь зоркими и неутомимыми стражами революции, умеют, вместе с этим, быть замечательно смелыми творцами культуры».

Некоторые из иноков пожелали остаться в обители. Таковым давался статус монахов-инструкторов. Монах Флавиан работал на Секирном маяке; вместе с другим отцом, Иринархом, они служили в Онуфриевской церкви. Хотя заключенным и нельзя было посещать богослужения, однако монахи упорно молились каждый день вечером в 6 – на всенощной, в 4 утра – на литургии. После запрета 1925 года тюремное начальство немного смирилось и позволило Пасхальным торжествам 1926-1927 года состояться. указывает, что добивается от начальника лагеря разрешения быть на службе для всех заключенных.

Облачения были изъяты из музейных фондов с помощью воровской отмычки. Онуфиевская церковь даже не смогла вместить духовенство, собравшееся на молитву со всего лагеря. Их было более 500 человек.

«С победным ликующим пением о попранной и побежденной смерти шли те, кому она грозила ежечасно, ежеминутно… Пели все. Ликующий хор «сущих во гробех» славил и утверждал свое грядущее, неизбежное, непреодолимое силами зла Воскресение…» (Юлиана Годик, Павел Конотопов. Путевка на острова. Секирная гора. Православное интернет-издание МГУ "Татьянин день". Москва. 14.07.2007 ).

На Секирной горе пройдет акция "Свеча памяти"

Соловки. На Секирной горе в рамках традиционных Дней памяти жертв политических репрессий сегодня пройдет акция «Свеча памяти» "Об этом сообщил один из организаторов, член правления правозащитного общества «Мемориал» Сергей Кривенко, передает «Эхо Москвы». В акции примут участие делегации из Москвы, Санкт-Петербурга, Украины, а также отдельные люди с разных концов России. Всего ожидается участие порядка 70 человек. На Секирной горе пройдет небольшая лекция, минута молчания и молебен, после чего участники акции совершат поход по скитам, рассказал Кривенко. Завтра в 14 часов около Соловецкого камня в поселке состоится митинг, а в 19 часов в музее - обсуждение новой концепции выставки, посвященной лагерю. Сергей Кривенко отметил, что Дни памяти жертв политических репрессий проводятся с 1989 года". (Автор не известен. Соловки. На Секирной горе в рамках традиционных Дней памяти жертв политических репрессий сегодня пройдет акция «Свеча памяти». Новости. Москва, 07.08.2008 )
Соловки. Документальная повесть о новомучениках Ильинская Анна Всеволодовна

VII. СЕКИРНАЯ ГОРА - ЛУБЯНКА СОЛОВКОВ

VII. СЕКИРНАЯ ГОРА - ЛУБЯНКА СОЛОВКОВ

Секирную гору я увижу в убранстве осени. Будет ветер и долгий путь через лес, окрашенный в невообразимые цвета, от нежно - лимонного до сочно - оранжевого, от светло - розового до зловеще - пурпурного. Будет хлестать холодный дождь и течь по лицу соленые капли.

Все двенадцать километров до Секирки вдоль дороги будет тянуться разноцветный мшистый коврик. Сидящие на нем толстые куропатки при нашем со Светланой приближении нехотя отбегают, лишний раз подняться в воздух им лень.

Форма леса здесь особенная: деревья худосочны, как испостившиеся иноки. Приподнявшись на цыпочки в молитвенном порыве, они тянутся вверх, словно хотят коснуться низких туч пламенеющими ветвями, чтобы и небеса запылали прощальным осенним огнем. Кряжистых, разлапистых сосен, как в Ребалде, здесь нет. То там, то здесь холодно блистают соединенные каналами озера. Идем, и меня не покидает ставшее привычным на Соловках ощущение, что тело в земном отсчете, а голова проламывается в какое?то другое измерение. Мы со Светланой в пустынном лесу, но на уровне души окружены мириадами незримых существ, которые благословляют нас…

На восьмом километре дорога раздваивается. Слева, в самом конце устремленного ввысь лесного коридора, стартует в небо коренастая красавица с красно - коричневым, цвета клубничного варенья, куполом, без креста, с каким?то непривычным сооружением на макушке. Впрочем, вскоре церковь исчезнет из виду, а дорога, вволю напетлявшись, на одном дыхании взбежит вверх.

У шлагбаума нас встретит дружелюбная собака без хвоста, с красноватыми веселыми глазками. Она привыкла к гостям и с удовольствием фотографируется с тургруппами. Круче, круче - и наконец вот он, штрафной изолятор с флюгером на макушке! Неподалеку в сарае копошится жена смотрителя, крест - накрест подвязанная теплым платком. Но светлых мужей с бичами не видно, никто не изгоняет ее, хотя первые насельники в иноческом чине на острове уже появились.

Посмотреть? Ну посмотрите, - разрешила она.

Окна церкви застеклены, на них ржавые, по виду тюремные решетки. Прижимаюсь лицом к стеклу: внутри чистенько, стены облуплены, кажется, там слабые остатки фресок.

Ходят, ягоды собирают, - долетают до нас жалобы смотрительницы. - Я им говорю: миленькие, что ж вы делаете, здесь ведь под каждым камешком кровь, на крови все взошло. Куда там, не слушают, обирают мертвых…

Когда?то монахи для удобства спуска соорудили круто падающую по склону деревянную лестницу в 365 ступеней. Одним из развлечений палачей ГПУ стало толкать каторжника вниз, в качестве груза привязав к спине тяжелое бревно. Других заключенных заставляли подбирать внизу груду кровавых костей.

Секирная гора. С рисунка XIX в.

Каждый ярус Секирной церкви делился на три отделения с общими, одиночными и особыми камерами. После того как забранные решетками окна забили щитами, уделом узников стала кромешная тьма. Боковые алтари первого этажа превратились в карцеры, где избивали особо строптивых.

На втором этаже помещался «строгий» изолятор. Верхняя одежда у поступающих сюда отбиралась, люди спали на каменном полу в одном белье (в начале 30–х сжалились, настелили деревянные нары). На месте Престола стояла «параша». Позднее по этому принципу на месте Казанского собора в Москве будет построен нужник, на месте храма Христа Спасителя - плавательный бассейн. На первом этаже раз в день давали пшенный навар и полфунта хлеба, в «строгом» те же полфунта, а кружку воды лишь через сутки.

Для самых злостных нарушителей режима предназначался 3–й ярус - продуваемая северными ветрами чердачная камера под куполом, где зимой все получали воспаление легких. Над ней располагался маяк, смотрителем которого почти двадцать лет состоял заключенный А. И. Бэкман, в прошлом гардемарин.

На Секирной горе любили сажать «на жердочки». Суть наказания в том, что на узких бревнышках надо было неподвижно сидеть долгие часы, а то и сутки напролет. У лица роились насекомые, вонзали в тело тысячи жал, но стоило вздохнуть поглубже или слегка пошевелиться, как стоящий начеку охранник бил штрафника пудовым кулачищем. Через несколько часов организм бедного зэка превращался в сплошную рану от насекомых и побоев. Недаром весь уголовный мир Страны Советов дрожал перед словом «Секирка». В ленинградских «Крестах» уголовники спели М. Розанову знаменательную песенку:

Ах, сколько было там «чудес»!

Об этом знает только темный лес.

На пеньки нас становили,

Раздевали, колотили,

Мучили тогда нас в Соловках.

Петр Якир, сын расстрелянного в 1937 г. командарма, автор воспоминаний «Детство в тюрьме», десятилетием позднее тоже слышал эти грустные куплеты.

Ни один этаж Секирной церкви не отапливался, и полуголые люди приноровились спать вповалку. Лежали грязные, полуголые, ноги одного сплетались с ногами другого, руки сливались в едином объятьи, будто здесь задремал многослойный спрут, рожденный мрачной фантазией ГУЛага. Вершина этой чудовищной пирамиды покрывалась всем имеющимся в наличии тряпьем. И ничего, спали, надышат внутри, и тепло. Именно здесь, в штабелях Секирки, закончил свой жизненный путь Утешительный поп отец Никодим…

В то время как некрещеный Владимир Шкловский жил в Кремле с епископами, иерей Никодим кочевал по глухим «командировкам». Дело в том, что он единственный из духовенства попал в концлагерь не за религиозные убеждения, а по служебной статье: совершение треб без справки от ЗАГСа. Кем только не бывал этот удивительный Батюшка: скотником, рыбаком, лесорубом. Он явно шел по указанному Господом пути. Если в Кремле случаев самоубийства почти не наблюдалось, то в лесу кончали с собой многие, и отцу Никодиму была дана власть безошибочно чувствовать потенциальных самоубийц. Подсядет, поговорит о том о сем, а потом и к делу: «Ты, сынок, Николе Угоднику помолись и Матери Божией «Утоли моя печали». Так и так, мол, скажи, скорбит раб Божий имярек, скорбит и тоскует. Прими на себя скорбь мою, Заступница, отгони от меня тоску, Никола Милостивый. Да почаще, почаще им о себе напоминай. У Святителя дела много, все к нему за помощью идут, может и позабыть. Человек он старый. А ты напомни!»

В минуту откровенности Батюшка говорил, что он по - прежнему священник и прихода его никто не лишал. «Вот он, приход мой, недостойного иерея. Его, Человеколюбца, приход, слепых, расслабленных, кровоточивых, прокаженных и бесноватых и всех, всех чуда Его жаждущих, о чуде молящих. Кто бродит? Они! Они! Все прокаженные, и все очищения просят».

За несколько месяцев до смерти философ Владимир Соловьев признавался друзьям, что предчувствует близость времен, когда христиане будут собираться на молитву в катакомбах, потому что вера будет гонима. Он скончался в 1900 г. Вскоре предсказанные им времена наступили, но священники Промыслом Божиим совершали богослужения даже в тюрьмах и лагерях. Арестованный в очередной раз Владыка Афанасий (Сахаров) попал в Мариинские лагеря вместе с иеромонахом Иераксом (Бочаровым). У отца Иеракса была с собой «домовая церковь», как они называли кружевную занавесь с пришпиленными к ней бумажными иконками - воздушный иконостас. Скользя на железных колечках, завеса раздвигалась в обе стороны, открывая притаившийся внутри столик - алтарь. При аресте тряпичный иконостас был взяг как вещественное доказательство мракобесия, но потом про него забыли, и святыня путешествовала в чемоданчике вместе с личными вещами отца Иеракса. Батюшки спрятали иконостас в овощехранилище и по вечерам тайно справляли все положенные по уставу службы.

Вот и отец Никодим решился отслужить в ночном бараке Рождественскую литургию. Распахну ли дверь вохровцы, а он с двумя казаками Херувимскую поет, рукой помахивает: подождите, прерывать нельзя. «Всякое ныне житейское отложим попечение», - смежив очи, дабы не видеть осатаневшего конвоя, старательно выводили певцы. Втроем и пошли на Секирку.

Редко кто оттуда возвращался, но одному счастливцу повезло. Он?то и поведал о судьбе Утешительного попа. Батюшке соорудили епитрахиль, крест, дароносицу, и он совершал все, что требовалось: шепотом служил молебны и панихиды, с неструганой деревянной ложки приобщал Святых Христовых Тайн. Пайка «чернушки» пресуществлялась в Тело Господне, а сок давленой клюквы в Кровь Его. «Вина где ж я достану? - разводил руками отец Никодим. - А клюковка, она тоже виноград стран полуночных, и тот же Виноградарь ее произрастил».

А как в штабеля залягут, любил рассказывать на сон грядущий священные сказки, как их называли заключенные. И вот на Пасху отслужил Светлую Заутреню, похристосовался со всеми. Собрались спать, и Батюшка до рассвета рассказывал «сказку» про то, как Мария пришла ко гробу Учителя своего и, не найдя Его Пречистого Тела, плакала у отваленного камня…

Наутро, схваченные морозцем, отлепились друг от друга, отряхнулись от инея, глянь, а Утешительный не встает. Лежит окоченевший, лишь улыбка на губах заледенела - придавили старика. Отец Никодим отошел ко Господу на втором этаже Секирной церкви, где когда?то был престол Вознесения, под маяком, который и во тьме светит. «Скольких он у нас за зиму напутствовал, а сам без напутствия в дальний путь пошел, - вздохнул каторжанин - Впрочем, зачем оно ему? Он сам дорогу знает».

На обрыве смотровая площадка. С высоты орлиного полета перед нами расстилаются безбрежные леса с желтой проседью, серые озера, вдалеке свинцовое море. В двух километрах белеет трапезная церковь Савватьевского скита - отсюда, по сути дела, и начинается история Соловецкого монастыря. Именно здесь, облюбовав пустынный остров для молитв, поселились иноки Свв. Герман и Савватий.

Они принесли на остров первую икону Божьей Матери Одигитрия, в честь Которой отстроили каменный храм. Савватий жил здесь в молитвенном подвиге до конца жизни. Предчувствуя смерть, переплыл на материк для Причащения Тела и Крови Христовой и, вкусив Св. Таин, опочил о Господе.

В первые годы СЛОНа в Савватьеве помещалась лагерная «аристократия» - представители дружественных партий, с которыми большевики делали революцию. До 1923 г. они содержались в северных лагерях, преимущественно в Пертоминском. Их жизнь известна из воспоминаний эсерки Олицкой, которая после Соловков оказалась за рубежом.

Хотя скит был огорожен проволокой и охранялся дозорными вышками, его обитатели пользовались со стороны властей если не уважением, то по крайней мере снисхождением. Крупных ре волюционеров среди них не было, кроме двух: эсера А. Иваницкого, старшего и по возрасту, и по партийному стажу, с опытом царской каторги, и социал - демократа Богданова, тоже подпольщика царских времен. Остальным сколько?нибудь значительным политическим деятелям Ленин предоставил возможность выехать за границу.

В 1923–1924 гг. в Савватьеве содержалось около пятисот представителей различных партий: социалистов - революционеров, правых и левых, социалистов - демократов, меньшевиков и анархистов, среди них немало супружеских пар. Это были молодые люди, редкие из которых могли похвастаться дореволюционным Партийным стажем.

Заключенные этого привилегированного лагеря держались гордо, с Кремлем, где каждый был сам за себя, не общались, в равной мере презирая как уголовников, так и «каэров». У политических все были за всех, продукты и деньги шли в общий котел. Принципиально настроенные против работы, они не боялись начальства, читали газеты, митинговали и защищали права человека, по каждому поводу устраивая голодовки. Кстати, кормили их лучше, чем других узников.

Молодые политзаключенные уважали только свои революционные традиции, все церковное отрицали, в Божьем храме проводили лекции и диспуты. Однажды на прогулке разыгрались, смастерили снежную гору, а вместо салазок приспособили обледенелые, хорошо скользящие иконы, пока старшие товарищи не усмотрели в этом неуважение к чужому религиозному культу.

Но им жилось не так легко, как кажется на первый взгляд: эсер Юзик Сандомир вскрыл себе вены, профработник металлист Михаил Егоров-Лызлев отравился, меньшевик Яков Аронович повесился. Анархистка Наталья Николаевна Андреева, осужденная по 58–й статье, вынуждена была стать женой отцеубийцы Д. Успенского, позже переехала с ним на Беломорканал, где родила сына, названного в честь Ягоды Генрихом.

Самым крупным событием в истории содержания политзаключенных на Соловках был расстрел безоружных в час прогулки. В декабре 1923 г. пришла инструкция: политические ограничивались в получении писем, им сокращалось время пребывания на свежем воздухе. Когда Савватьевским насельникам сообщили о нововведении, они возмутились, и 19 декабря продолжали гулять, несмотря на приказ вернуться в корпус.

По ним открыли стрельбу. Семь человек было убито наповал, трое тяжело ранены. Первую помощь им оказал социал - демократ врач В. Ельник. На следующий день начальником СЛОНа был назначен А. П. Ногтев. Он разрешил политзаключенным похоронить убитых товарищей. Мертвых предали земле с почестями, пели «Вы жертвою пали…». Могила расстрелянных была отмечена большим валуном с выбитыми на нем фамилиями убитых. Вот эти имена: Леонид Лебедев, анархист; Георгий Трифонович Кочаровский, социалист - революционер, 28 лет; Илизовенко, его жена, 25 лет; Гавриил Антонович Билинга - Пастернак, социалист - революционер, 27 лет; Всеволод Иванович Попов, социалист - революционер, 28 лет; Меер Моисеевич Горелик, 26 лет; Наталья Арнольдовна Бауэр - Цейтлина, социалистка-революционерка, 32 года. Впоследствии валун перевернули, потом разбили кувалдами, а куски побросали в озеро. Больше говорить об изменениях в режиме не рискнули, и все осталось по-прежнему.

Секирная лестница.

Сведения о расстреле в Савватьеве были переданы в Москву Борису Бобину. Корреспонденцию запаяли в алюминиевый чайник, который был увезен за границу заместителем Пешковой по Красному Кресту, за что Бобин был арестован.

В 1925 г. все политические были вывезены в Кемь, откуда в «столыпинах» разъехались по разным политизоляторам. Еще лет десять среднее звено «делателей на ниве народной» держали в ссылках в захолустных городах, неуклонно пополняя их досье. В конце тридцатых все были арестованы…

Мы со Светланой - Фотиной кладем по земному поклону в сторону Секиро - Вознесенского храма. Я достаю из сумки красную книжечку карманного формата с рельефным восьмиконечным крестом на обложке. Это «Служба Святым Царю - мученику Николаю и всем Новомучеником и Исповедником Российским». Для того, чтобы прочитать ее, мы и приехали осенью на Соловки. Служба подарена Оптинским иеромонахом, пожелавшим остаться неизвестным. Есть на свете чудесный Батюшка, который любит делать добрые деда, не открывая своего имени. Потрясенные люди не знают, кого благодарить, и не остается ничего иного, как благодарить Бога. Такой подарок обязывает, такой подарок - высокая честь, помоги Господь оправдать этот дар!..

Торжественный акт канонизации Новомучеников и Исповедников Российских, от безбожников убиенных, состоялся в Нью - Йорке в соборе иконы Знамения Божией Матери 31 апреля 1981 г. Значит, все, кто страдал здесь, - святые, все, кто погиб, - святые, и мы с Фотиной молимся им от лица всего нашего поколения. За всех, кто лишен возможности проникнуть на закрытый остров, за всех, чье сердце скорбит о безвинно убиенных, прими, о Боже, эти слова.

«Немощию плоти нам подобострастнии, духом в меру древлих отцев тщалися есте, о непреклоннии Священноисповедницы Российстии, иже в разоренную обитель Соловецкую и во иныя места заточения ссылаеми, умножающимся же страданием вашим, избыточествовавше тайно и утешение от Господа, имже ныне истии утешаетеся, в невечерний день достигши царствия Христова, в нем же не престайте, молим вас, молящеся о спасении душ наших…»

Читаем попеременно, чуть ли не вырывая друг у друга книжечку. Желание молиться Новомученикам сродни физическому голоду, слова этой службы как кусок насущного хлеба. Бесхвостая собака сидит рядом, не уходит, внимательно слушает. Умными глазками смотрит то на меня, то на Фотину, то на церковь, в сторону которой кладутся поклоны. «Услышите нас, в веси Гефсиманстей погребенныя, услышите нас и тии, ихже погребение неведомо. Услышите нас паки вкупе приятые во обители небесныя…»

Вниз спускаемся по печально знаменитой лестнице. Склон горы обрывистый, узкие ступеньки почти отвесно падают на землю. Многие прогнили, и мы перепрыгиваем провалы, держась за перила. Блестящая от дождя древесина усыпана жухлыми иглами и облетевшими березовыми листьями.

Спускаемся молча, мысленно поминая всех, разбившихся на этой лестнице. Вдруг я подскользнулась на мокром листочке и лечу вперед - к счастью, успеваю схватиться за выскользнувшее из руки перило. Больно! Каково же пересчитать все ступеньки, да еще с бревном за спиной? Это полет в вечность, когда душа, толчком исторгнутая из своего обиталища, внезапно взмыв над склоном горы, видит знакомое расплющенное тело, прыгающее по ступенькам, как кем?то с высоты брошенная кукла…

С осени у подножия лестницы заготавливали скудельницы для трупов. К середине зимы они были переполнены, и мертвых укладывали вокруг, слегка присыпая снегом. Весной 1927 г. белогвардейский генерал Зайцев с анархистом Ломоносовым - Роланд собирали вокруг Секирки оттаявшие трупы, чтобы предать земле. Но покойников было много, поэтому копали неглубоко, единственно, чтобы не грязнить воздух. Оставишь непогребенными, в лесу застоится запах разложения, как летом в Кремле от братских могил. Соловецкая земля святая, она вся превратилась в Св. Мощи. На крови Новомучеников Российских растут деревья, всходит трава…

«Цвети Российского луга духовного в годину лютых гонений дивно процветшии Новомученицы и Исповедницы безчислении: святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети, добрый плод в терпении Христу принесшие, молитеся Ему, яко Насадителю вашему, да избавит люди своя от безбожных и злых, да утверждается же Церковь Русская кровьми и страданиями вашими во спасение душ наших».

Из книги Тафсир Аль-Коран автора Мухаммед

Сура 52 АТ-ТУР «ГОРА» Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!Эта сура ниспослана в Мекке. Она состоит из 49 айатов. Сура начинается с клятвы пятью из самых великих творений в том, что неверных, отрицающих посланника, непременно постигнет наказание. В ней рассказывается о

Из книги Коран [перевод смыслов] автора Мухаммед

52.Гора[Синай] Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!1. Клянусь горой [Синаем].2. Клянусь начертанным писанием,3. на развернутом свитке.4. Клянусь домом посещаемым5. и кровлей возведенной,6. клянусь морем переполненным:7. грядет кара Господа твоего неминуемо8. и ничто не

Из книги Радостные вести Комментарий на Послание ап. Павла к Галатам автора Ваггонер Эллет

Гора Синай - гора Сион Как есть два завета, так есть и два города, к которым они относятся. Иерусалим, который ныне олицетворяет старый завет, относится к горе Синайской. Он не будет освобожден, но будет заменен городом Божьим {Откр. 3:12; 21:1–5). Это город, которого ожидал

Из книги Железная флейта (Тэттэки Тосуи) автора Автор неизвестен

42. Южная гора Ши-шуань жил на Южной горе, а Куан-хи - на Северной горе. Однажды монах из северного монастыря пришел в Южный, и Ши-шуань сказал ему: «Мой Южный монастырь не выше по сравнению с монастырем на севере». Монах не знал, что сказать, и промолчал. Когда монах вернулся

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Гора Елеонская (ст. 12) Мы часто, по крайней мере, мысленно, посещаем место, любимое другом, благодетелем, отцом, на котором мы в последний раз простились с ними, приняли завещание друга, благословение родителя. Самая печаль при сем посещении бывает радостна, горесть

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

ГОРА Однажды равви Авраам поехал к своему шурину в Кремниц. Самые выдающиеся представители местной общины собрались, чтобы приветствовать его. Но Авраам отвернулся от них и стал смотреть в окно на гору, у подножия которой лежал город. Среди тех, кто ожидал приезда цадика,

Из книги Письма с Дальнего Востока и Соловков автора Флоренский Павел Александрович

Письма с Соловков

Из книги Гимны Надежды автора Автор неизвестен

382 Гора Сион, гора святая Гора Сион, гора святая,Престол где Господа стоит!К тебе стремлюсь я, к двери рая,Где солнце вечное блестит,Где бури нет и нет ненастья,Где радость вечная царит,Где всё согрето светом счастьяИ гимн хваления звучит.Там наш Господь Свой лик

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Гора Вечного (Мих. 4:1–3)1 Вот что открылось в видении Исаии, сыну Амоца, об Иудее и Иерусалиме:2 В последние дни гора, где храм Вечного,будет поставлена во главе гор;вознесётся она над холмами,и устремятся к ней все народы.3 Многие народы пойдут и скажут:- Идём, поднимемся на

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Гора Вечного (Ис. 2:2–4)1 В последние дни гора, где храм Вечного,будет поставлена во главе гор;вознесётся она над холмами,и устремятся к ней народы.2 Многие народы пойдут и скажут:- Идём, поднимемся на гору Вечного,к дому Бога Якуба,Он научит нас Своим путям,чтобы нам ходить

Из книги Христианские притчи автора Автор неизвестен

Гора Господня (Мих. 4:1–3)1 Вот что видел Исаия, сын Амоца, об Иудее и Иерусалиме:2 В последние днигора дома Господа будет поставленавысочайшею среди гор;вознесется она над холмами,и устремятся к ней все народы.3 Многие народы пойдут и скажут:«Идем, поднимемся на Господню

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Гора Господня (Ис. 2:2–4)1 В последние днигора дома Господа станетвысочайшею среди гор;вознесется она над холмами,и устремятся к ней народы.2 Многие народы пойдут и скажут:«Идем, поднимемся на Господню гору,к дому Бога Иакова.Он научит нас Своим путям,и будем ходить по Его

Из книги Путешествие ко святым местам в 1830 году автора Муравьев Андрей Николаевич

Медведь-гора В далёкую-далёкую старину, ещё до того как Андрей Первозванный проходил этими местами, но уже после потопа. Люди, которые остались в живых забрались на горы, но с годами спустились к морю на равнины занялись земледелием и рыбной ловлей. Благо климат южного

Из книги Соловки. Документальная повесть о новомучениках автора Ильинская Анна Всеволодовна

Гора Ор Старое поколение уходило, и из тех, кто во времена Исхода был взрослым, остались уже немногие. Так, например, в Кадесе умерла Мариам, сестра Моисея.Настало время действовать. О нападении на Хеврон непосредственно с юга пока не могло быть и речи, и сыны Израилевы

Из книги автора

Гора Элеонская Когда окончились дни моего заключения в Храме и первых высоких торжеств Пасхи, я хотел посвятить остальное время пребывания в Иерусалиме ежедневному посещению его священных окрестностей; но более всех меня привлекала гора Элеонская. Еще в первую минуту

Из книги автора

I. ОБРЕТЕНИЕ СОЛОВКОВ 8 июля 1990 года, накануне праздника иконы Тихвинской Божией Матери, исполнилось 59 лет со дня кончины последнего Оптинского старца иеромонаха Никона (Беляева), преставившегося в ссылке в Пинеге. Вот уже второй год оптинцы приезжают в этот день на его

Секирная гора — одна из достопримечательностей Соловецких островов и одно из самых важных мест для церковнослужителей. Не знаю, что влечет сюда простых туристов, а не паломников. Я сюда ехала в надежде увидеть остров сверху. Гора высотой в 72 метра вполне для этого подходила.

Для истории Соловков это место куда более значимое, чем мое желание смотреть с высоты на местные пейзажи. Вот что пишет Википедия: «Однажды, согласно легенде, важно это понимать, Ангелы высекли здесь розгами жену корельского рыбака и запретили местным жителям селиться на Соловках, ибо «на острове этом иноки жить будут, и соберется здесь множество братии, и будет прославляться имя Божие на месте сем, и храм во имя Иисуса Христа воздвигнут ими будет». После этого рыбаки удалились с острова, и уже никто не осмеливался заводить поселения на Соловках. Узнав о происшедшем, Преподобные Савватий и Герман возблагодарили Бога, определившего Соловецкий остров в жилище инокам. В память об этом чуде гора посреди Соловецкого острова получила название «Секирной». Так зовется она и сейчас. Эта легенда высечена монахами на камне у подножия горы.»

Легенда или нет, но и само происхождение горы тоже до сих пор не ясное, рукотворная ли гора или природная. Но так или иначе, именно здесь был построен первый скит.

А еще это местно известно тем, что в кровавые времена острова, здесь расстреливали заключенных.

Ехать сюда и смотреть ли на все это, каждый решает сам. Я поехала, но посмотрела не все. Я не стала спускаться вниз по лестнице, хотя считает, что нужно подняться по ней вверх, чтоб очиститься от грехов. Я не посетила братские могилы, что находятся внизу у подножья горы. Просто не хватило на это времени. В другой раз.

А сейчас небольшой фото рассказ. Как я уже писала в статье про Соловки, я приехала на гору на велосипеде.

Дорога сюда вполне проходима пешком. У подножья нас встречает поклонный крест.

Поднимаемся по винтовой дороге вокруг горы и видим колодец и баню. Я не взяла с собой воды, когда поехала на велике, просто магазины были закрыты. Поэтому с удовольствием напилась воды из колодца. Он такой старинный, нужно крутить ручку поднимая со дна ведро. Вода ледяная и очень вкусная.

На самой горе находится Церковь Вознесения Господня. И по совмещению маяк. Это единственная церковь маяк. Откуда он здесь и почему?

Раньше Соловецкий монастырь был очень богатым. Монахи имели свой флот, который строили здесь же. Имели корабли и теплоходы, экипаж состоял из монахов и на острове была даже школа юнг. Они совершали пассажирские перевозки. Поэтому маяк был просто необходим. Он работает до сих пор.

Согласно карте, гору можно обойти с другой стороны и подняться по лестнице. Но с этой стороны конечно проще и по лестнице мало кто поднимается.

Лестница очень крутая. Это вид сверху вниз. Голова немного кружится начинает.

Внизу братские могилы расстрелянных политзаключенных. На кресте написано, что лестница восстановлена на деньги Директората по культурному наследию Норвегии.

Здесь есть смотровая площадка. Я шла сюда ради нее. Но оказавшись здесь время просто остановилось. Я поэтому еще чуть не опоздала на теплоход. Знаете, вот живешь и не впускаешь в себя плохое, стараешься не впускать, ничего о нем не знать. Вот зачем… а потом оказываешься на Соловках у Секирной горы. И ничего толком не зная, чувствуешь просто всем нутром. Это не место силы, Соловки, а место боли. Хоть и красивое.