Замок кастель дель монте. Кастель дель Монте: таинственный замок. Апулия Замок кастель дель монте

November 27th, 2013

Замок дель Монте (Castel del Monte) одиноко возвышается на уединенном холме Западной Мурдже в пустынной местности города Андрия провинции Бари, на высоте 560 метров над уровнем моря. Современное название замковый комплекс получил лишь в конце XV века, первоначальное название не сохранилось. Назван замок Кастель дель Монте был в честь одноименного старинного поселения у подножия холма, на котором находился небольшой монастырь Санта-Мария-дель-Монте. Часто местные жители Андрии называют его «Короной Апулии».

Средневековье ― огромный исторический период, связанный с масштабными событиями и значительными изменениями во всех сферах жизни, как отдельных государств, так и целых наций Европы и Азии. Это время падения Римской империи и начавшегося вслед за этим Великого переселения народов, которое в дальнейшем, на протяжении многих веков, будет служить благодатной почвой для возникновения бесчисленных культурных, языковых и религиозных конфликтов между германскими и романскими народами, ранее проживавшими на территории некогда единой империи. «Темные века» как небезосновательно назовет эту эпоху знаменитый итальянский поэт Петрарка, несмотря на глобальные потрясения, без которых в истории своего развития не обходилась еще ни одна цивилизация, станет и временем великих преобразований.

Как никогда ранее, церковь в лице Папы Римского обретет небывалую власть и могущество, с которой придется считаться всем, от обитателей глухих поселений и жителей просвещенных городов до монархов и королей. Это время расцвета идеалов монашества и безграничной власти инквизиции, сеющей одинаковый ужас в души, и закоренелых еретиков, и самых набожных прихожан. Время рыцарства и непрекращающихся столкновений, когда христиане проливали кровь друг друга в постоянных междоусобных войнах, и время Великих крестовых походов, когда на полях сражений в борьбе за священный Иерусалим не меньше проливалось крови мусульман и крестоносцев.

Безусловно, чтобы получить даже приблизительное представление о Средневековье, занявшем в истории человечества без малого девять веков, потребуется знакомство с куда более обширными сведениями. Но и упоминание этих нескольких знаковых событий позволяет получить представление о времени и условиях, в которых был построен во многом загадочный и по-своему уникальный замок Кастель-дель-Монте. А для того чтобы лучше разобраться в особенностях архитектуры замка или его истинном предназначении, а возможно, и попробовать найти разгадки на некоторые тайны, которыми щедро окутан Кастель-дель-Монте, стоит обратить внимание и на непосредственного владельца замка, личность которого представляется настолько же колоритной, насколько и противоречивой.

Об этом человеке, чье властолюбие и жестокость не знали границ, можно рассказать многое, но и упоминание лишь одного факта из его бурной жизни дает весьма четкое и наглядное представление о неоднозначном характере и нраве этой личности. Так, никогда не питая глубоких религиозных чувств и всячески оттягивая свое участие в очередном Крестовом походе, этому человеку все же удалось добиться, казалось бы, невозможного ― быть отлученным от церкви и, несмотря на папскую анафему, одержать победу в Крестовом походе и вернуть христианскому миру Иерусалим. Речь идет ни о ком другом, как об императоре Священной Римской империи, правителе Германии, короле Сицилии и Иерусалима Фридрихе II Гогенштауфене.

Строительство замка упоминается лишь в одном документе дошедшем до наших дней. Он датирован 29-м января 1240 г. и в нем указано, что император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен ( нем. Friedrich II von Hohenstaufen) приказывает губернатору и судье Richard de Montefuscolo купить известь, камень и все необходимое …

…pro castro quod apud Sanctam Mariam de Monte fieri volumus…

(для замка, который мы хотим возвести рядом с церквью Св. Марии на холме).

Впрочем далее из документа не совсем понятно, что имеется в виду — начало строительства или какие-то финальные работы. В пользу последней версии говорит еще один документ, выпущенный в 1241-1246 гг . - Statutum de reparatione castrorum (список укреплений, которые требуют починки). В нем Кастель-дель-Монте указан как уже построенный замок.

В качестве места для будущего строительства очередного замка Фридрих II выбирает Апулию, регион, входящий в тот период в состав Сицилийского Королевства (ныне регион провинции Бари на юге Италии), где он, собственно, вырос и прожил все свое детство и юность. Согласно бытующему преданию, Castel del Monte (от итал. «замок на горе» или «замок горы») был построен на месте руин покинутого монастыря Святой Марии, а точнее, на небольшом возвышении в виде холма, расположенного посреди безлюдной равнинной местности (в 16 км от города Андрия), позже получившей название Terra di Bari. Отсюда и происхождение первоначального названия замка Сastrum Santa Maria de Monte, которое сохранялось за ним на протяжении долгого времени.

Начало строительства замка приходится на 1240 год, а окончание работ датируется 1250 годом, то есть по странному (а возможно, и чисто случайному) совпадению завершение Кастель-дель-Монте совпало с годом смерти Фридриха II. Что, даже отбросив напускную таинственность, невольно наводит на мысль о некой символичности, ведь следом за кончиной императора вскоре исчезнет и весь дом Гогенштауфенов. А одним из самых ярких напоминаний о великой династии южногерманских королей и императоров Священной Римской империи остается как раз таки замок Кастель-дель-Монте, неизменно возвышающийся над равнинной местностью Апулии на протяжении вот уже почти 800 лет.

Согласно сохранившимся письменным свидетельствам известно, что Фридрих II отдавал предпочтение возведению объектов и сооружений исключительно военного назначения. Поэтому неудивительно, что за время своего правления он успел отстроить более 200 замков и крепостей и при этом был упомянут в качестве основателя только одной церкви в Альтамуре. О страсти императора к оборонным укреплениям даже ходили легенды, будто придворные вельможи порой умоляли своего правителя сделать, наконец, перерыв и не строить такое количество новых замков. Но объяснить подобное жертвование духовными потребностями своего народа в угоду чисто практических военных целей нетрудно, достаточно лишь вспомнить о непростых и непримиримых взаимоотношениях между императором и Римским Папой.

В те времена Папская область во что бы то ни стало стремилась обезопасить себя и свои владения от посягательств Священной Римской империи, и поэтому между каждым новоизбранным папой и императором всегда сохранялись крайне напряженные отношения. И даже первое и второе отлучения от церкви Фридриха II (в 1227 и 1239 гг.) и прозвище «настоящего антихриста», крепко закрепившееся за императором, едва ли способны показать ту враждебность и ненависть, которую питали друг к другу, пожалуй, на тот момент два самых могущественных правителя католического мира. Поэтому борьба Фридриха II и папы Григория IX за центральную часть Италии, со временем переросшая в открытое и ожесточенное противостояние, просто не могла не отразиться на политике, проводимой императором. Тем загадочней на фоне постоянных войн и восстаний, которые вел и подавлял Фридрих II, выглядит его задумка строительства замка Кастель-дель-Монте, который, по сути, ни замком, ни крепостью не является.

За основу двухэтажного строения Кастель-дель-Монте была взята совершенно нестандартная форма правильного восьмиугольника, благодаря которой замок и остается единственным фортификационным сооружением с такой необычной планировкой. Причем среди всех средневековых замков Западной Европы. Что, собственно, затрудняет, а нередко и ставит в тупик современных исследователей, занятых поиском достоверных аналогов, которые в XIII веке могли бы вдохновить Фридриха II на строительство столь необычного для своей эпохи сооружения. Но зная о хорошем знакомстве императора с менталитетом восточных людей (особенно сарацинов), его терпимости к чужим культурам и религиям и о его крайнем свободомыслии, можно предположить, что прообразы будущего Кастель-дель-Монте могли быть позаимствованы Фридрихом II из мусульманского мира, во время его Крестового похода на Святую землю.

С этой версией часто связывают мечеть Купол Скалы, построенную в Иерусалиме еще в VII веке н.э. и также имеющую форму восьмиугольника. Возвращаясь к замку, стоит обратить внимание, что помимо восьмиугольных стен высотой 25 метров к каждому из углов замка примыкают восьмиугольные башни, чьи вершины возвышаются над землей немного выше — на 26 метров. Как легко заметить, число углов и, соответственно, башен Кастель-дель-Монте равняется восьми, но и на каждом из двух этажей замка располагается по восемь одинаковых залов, а присмотревшись к украшениям помещений, можно обнаружить еще и частое восьмикратное повторение деталей внутреннего орнамента.

И словно этого повторения цифры 8 показалось малым, внутренний двор замка, который вполне мог иметь форму круга или квадрата, также представляет собой все тот же восьмиугольник. Отсюда и неудивительно возникновение прочной ассоциации замка Кастель-дель-Монте с таинственной цифрой 8, которая постоянно служит объектом повышенного интереса и историков, и приверженцев нумерологии, и обычных любителей тайн и загадок.

Из-за своей внешней схожести замок Кастель-дель-Монте часто называют «короной Апулии». И в самом деле, это сравнение представляется справедливым, и не только благодаря внешнему подобию, но и потому, что Фридрих II носил именно восьмиконечную корону. Так что замок и его характерная форма могли служить в качестве символа власти императора, которую тот пожелал запечатлеть «в камне». Строго говоря, при строительстве замка были использованы только известняк (основа) и мрамор (колонны, отделка окон и порталов), но это нисколько не нарушает версию замка-символа, а скорее даже наоборот, только лишний раз подтверждает ее. Мрамор как строительный материал, бесспорно, обладает массой достоинств, но едва ли подходит для возведения таких мощных оборонных укреплений, как замки, крепости или форты.

Таким образом, происхождение цифры 8 во многом связывают непосредственно с архитектурой замка Кастель-дель-Монте. Правда, существуют и другие предположения, ведь эту же цифру можно увидеть и в украшенном восемью лепестками перстне Фридриха II, а заглянув в историю различных культур и учений, можно еще и найти собственное толкование символизма цифры 8, как олицетворение власти, богатства, успеха или удачи. Но оставим, наконец, цифры и перейдем непосредственно к особенностям обустройства замка, который с равным успехом можно было бы назвать охотничьей резиденцией, памятником, своеобразной обсерваторией или даже культовым сооружением.

При строительстве фортификационных сооружений эпохи Средневековья первостепенное значение всегда уделялось способности замка или крепости противостоять любым атакам и их возможностям выдерживать длительные осады. Но, обратившись к истории Кастель-дель-Монте, можно обнаружить странную особенность ― вокруг замка никогда не копались рвы и даже не насыпались земляные валы. Помимо этого, в замке не найти складских помещений, где в случае осады следовало бы сберегать запасы продовольствия. С другой стороны, присмотревшись к замку, наравне с небольшими окнами можно заметить и узкие щели бойниц, устроенных по периметру всех башен. Значит, тот немногочисленный гарнизон, который мог бы разместиться во внутренних помещениях, все-таки мог рассчитывать на хоть какое-то преимущество (помимо внушительных стен) во время обороны замка. Но тогда становится совершенно непонятно, почему винтовые лестницы в башнях Кастель-дель-Монте закручены «не в ту сторону». Согласно одному из правил «замкостроительства», винтовые лестницы должны подниматься с этажа на этаж по направлению часовой стрелки.

Это обеспечивает защитникам замков более выгодное положение, так как атакующим солдатам приходится подниматься по лестнице и при этом вести бой в неудобной позиции. А дело все в том, что солдаты, идущие на штурм замка, лишаются возможности наносить наиболее сильные удары своим основным оружием ― мечами, ведь для этого требуется размахнуться справа налево, в то время как солдаты, защищающие замок, благодаря закрученности лестницы и более высокому на ней положению будут постоянно находиться несколько правее. Так что нестандартное (против часовой стрелки) направление винтовых лестниц Кастель-дель-Монте получило бы хоть какое-то оправдание, только если бы замок осаждали войска, состоящие исключительно из левшей. Или, что более очевидно, Фридрих II таким способом лишний раз подчеркнул необоронное предназначение замка.

Среди увлечений императора особое место занимала соколиная охота, которой он посвящал немало своего свободного времени. И на основе собственных наблюдений и экспериментов Фридрих II даже написал трактат «Искусство охоты с птицами». Так, исходя из страсти императора к охоте, возникает предположение о возведении Кастель-дель-Монте в качестве охотничьей резиденции. Но под сомнение подобную мысль ставят крайняя роскошь и непомерное богатство внутренней обстановки, которой мог похвастаться замок к моменту своего завершения. Еще одно назначение Кастель-дель-Монте связывают с особенностями ориентации его входов и окон по сторонам света.

Главные ворота замка выходят точно на восток, а запасные расположены строго в противоположном — западном - направлении. Что касается окон, как внешних, так выходящих во внутренний двор, то они обустроены таким образом, что помещения второго этажа освещаются прямым солнечным светом в течение всего года, а восемь залов первого этажа именно во время летнего и зимнего солнцестояния получают естественное и, что интересно, абсолютно равномерное освещение. Отсюда родилась версия о замке как средневековой обсерватории или огромном астрономическом календаре.

Свой вклад в появлении на свет куда более сакральных причин строительства, а также и самого предназначения Кастель-дель-Монте делают сторонники оккультизма и мистицизма. Они придерживаются той точки зрения, что последователи каких-либо тайных учений или обществ, скрытых от глаз непосвященных (к которым мог бы принадлежать Фридрих II), использовали замок для проведения своих ритуальных или религиозных обрядов.

Прямых доказательств подобной версии, конечно, не найти, но многие туристы после посещения замка нередко указывают на те странные и необычные ощущения, что они испытывают, впервые оказавшись внутри Кастель-дель-Монте. Возможно, на людей производят впечатление массивность и внушительность сооружения или древность замка и его многовековая история, от которой поневоле должно захватывать дух. Но кто знает, не дает ли о себе знать некая таинственная энергетика, еще не утратившая своей силы и по-прежнему хранящаяся в стенах Кастель-дель-Монте?

Ну и в завершение лишь краткого знакомства с наиболее известным средневековым замком Италии, если все-таки отвлечься от потусторонних сил, стоит напомнить, что Кастель-дель-Монте вскоре после смерти Фридриха II послужит в качестве тюрьмы для его внуков. Затем, утратив былое значение и величие, после многочисленных разграблений замок лишится и прежнего блеска, и своей строгой красоты. На протяжении веков восьмиугольная крепость, памятник могущества рода Гогенштауфенов, охотничья резиденция императора, культоастрономическое сооружение станет убежищем, где местная знать будет искать спасения от эпидемий чумы, не раз вспыхивающих по всей Европе и добиравшихся до самых южных регионов Италии.

Примерно с XVII века замок постигнет незавидная участь быть покинутым и доживать свои последние дни в полном запустении. Но, к счастью, спустя почти 200 лет медленного и потому незаметного разрушения о заброшенном замке вновь вспомнят. В 1876 году следом за объединением Италии в единое государство в замке Кастель-дель-Монте начнутся реставрационные работы, а в 1996 году замок войдет в число исторических объектов, охраняемых фондом Всемирного наследия ЮНЕСКО. (whc.unesco.org/en/list/398)

И хотя сегодня замок Кастель-дель-Монте превратился в историческую и туристическую достопримечательность, он по-прежнему служит живым напоминаем целой династии Гогенштауфенов, подарившей миру таких великих правителей, как Конрад III, Фридрих I Барбаросса и Генрих VI.


Кастель-дель-Монте - это довольно загадочное строение, истинное назначение которого ныне никому не известно. Что это за замок без рва и вала, без моста и помещения для хранения запасов на случай осады, без кухни и конюшни, но зато с порталом, напоминающим церковный?

Это один из самых выдающихся замков времён императора Фридриха II. Ещё одно название замка - «Корона Апулии».

Кастель-дель-Монте расположен в Апулии в 16 км от города Андрия, в месте под названием «Terra di Bari» на невысоком холме рядом с монастырем Santa Maria del Monte на высоте 540 м над уровнем моря. Считается, что замок был выстроен на месте древней крепости, от которой, правда, не сохранилось каких-либо следов.


Строительство замка упоминается лишь в одном документе дошедшем до наших дней. Он датирован 29-м января 1240 г. и в нем указано, что император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен (нем. Friedrich II von Hohenstaufen) приказывает губернатору и судье Richard de Montefuscolo купить известь, камень и все необходимое...
Впрочем, далее из документа не совсем понятно, что имеется в виду - начало строительства или какие-то финишные работы. В пользу последней версии говорит еще один документ, выпущенный в 1241-1246 гг. - Statutum de reparatione castrorum (список укреплений, которые требуют починки). В нем Кастель-дель-Монте указан как уже построенный замок.


К сожалению, не сохранилось каких-либо достоверных свидетельство того, что Фридрих II когда-либо отдыхал в замке или использовал его в качестве охотничьей резиденции.
Император был одним из самых образованных людей своего времени, знал греческий, арабский и латинский языки. При дворе Фридриха устраивались математические состязания, в которых принимал участие Фибоначчи, что возможно, в какой-то мере повлияло и на строгие архитектурные формы Кастель-дель-Монте.

В 1250 г. Фридрих II умирает и замок переходит к его сыновьям.
В 1266 году, после того как сын Фридриха Манфред проиграл в борьбе за трон Сицилии и Неаполя и умер, малолетние дети Манфреда - Фридрих, Генрих и Энцо - были заточены в замке победителем этого противостояния Карлом Анжуйским на долгие 33 года.
Впоследствии замок был почти заброшен и лишь изредка использовался в качестве места для проведения свадебных церемоний.
В середине XVII века Кастель-дель-Монте в последний раз служил как убежище для знатных семей, нашедших здесь спасение от чумы.

В Кастель дель Монте два этажа с плоской крышей. Снаружи замок представляет собой правильный восьмиугольник, сторона которого 16,5 метров. На каждом углу здания находится восьмиугольная башня. Строго посередине высоты по всему периметру проходит небольшой карниз, который разделяет этажи друг от друга. Второй карниз отделяет цоколь здания и проходит на высоте около 2 метров. Внутренний двор - это также правильный восьмиугольник, высота стен которого, считая от поверхности внутреннего двора, - 20,5 метров, высота угловых башен немного больше.


Каждый угол венчается восьмиугольной башней, внутренний двор, также имеет восемь углов. Весь архитектурный замысел тесно связан с цифрой восемь, которая в нумерологии считается символом бесконечности и мира, занимает посредническую позицию между миром Земли и Неба. Это заставляет думать об особом предназначении замка, возможно, он был обсерваторией средневековых времён, возможно, в нём занимались алхимией или оккультизмом.


Панорама внутреннего двора Кастель-дель-Монте

Главный вход обращен строго на восток. С противоположной, западной стороны находится второй вход. Всё здание построено из шлифованного известняка, а обрамления окон, колоны и порталы - из мрамора. Каждая сторона внешней стены имеет два окна - одно одноарочное на первом этаже и другое двухарочное на втором этаже. Только окно, выходящее на север, на втором этаже имеет три арки.


Три выхода на первом этаже ведут во внутренний двор. Помимо этого, на втором этаже также находятся три двери, которые вели на деревянный балкон, к сожалению, несохранившийся до наших времен. Также в стенах есть другие небольшие окна, благодаря которым свет проникает в каждое помещение через внутреннюю и внешнюю стены.


Внутренние помещения замка представляют собой 16 правильных трапеций, и расположены по восемь на первом и втором этажах. Гардеробные, туалеты и винтовые лестницы находятся в угловых башенках. Примечательно, что винтовые лестницы закручиваются, как правило, вправо, так как это необходимо для обороны здания. Здесь же, напротив, винтовые лестницы закручиваются влево, будто повторяя форму панциря улитки.

Все помещения обоих этажей имеют одинаковую форму, однако они отличаются расположением дверей. Два зала, расположенных на первом этаже, соединены с улицей восточным и западным порталами, но они не имеют выхода во внутренний двор крепости, а соединяются с другими залами. Залы, имеющие несколько дверей, называются проходными.


Также в крепости есть четыре концевых зала по два на первом и втором этажах, имеющих лишь одну дверь. В каждом концевом зале есть камин и вход в туалет, который расположен в смежной с залом башне. Уборные комнаты всегда хорошо проветривались через отверстия в стенах и омывались водой из баков, которые были установлены на крыше замка. Один из конечных залов на втором этаже называют тронным залом. Окно в нём выходит на восток и находится над главным порталом. В этом зале отсутствует камин и проход в туалет.
При этом в замке нет ни спален, ни жилых комнат, ни кухни, ни комнат для прислуги.


В помещения второго этажа солнечный свет прямо проникает дважды в сутки круглый год, а в помещения первого этажа прямые солнечные лучи проникают только летом. Таким образом, верхняя часть крепости представляет собой огромные солнечные часы. Два дня в году - во время летнего и зимнего солнцеворота солнечные лучи равномерно распределяются между всеми помещениями на первом этаже.
Так, первый этаж мог служить жителям замка в качестве календаря, а все сооружение может рассматриваться как неординарный астрономический прибор.




В 1876 году замок купило государство, его отреставрировали и привели в порядок. В 1996 году Кастель дель Монте был внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия.
И теперь каждый желающий может полюбоваться на Кастель дель Монте, замок похожий по форме на корону, в которой короновался Фридрих II и находящийся в абсолютно стратегически невыгодном положении среди открытого пространства.

Величественный Кастель-дель-Монте (Castel del Monte) — одна из самых известных достопримечательностей итальянского региона Апулия. Мало того, не будет преувеличением и заявление о том, что это — один из самых таинственных замков в мире.

В отличие от других мистических мест, удивительный замок не скрыт от любопытных глаз за горами и лесами. Наоборот, он заметен издалека. Едешь по автостраде и видишь, вот он, красавец, возвышается на вершине холма. И неважно, что название сооружения переводится, как «замок на горе», буквально воспринимать наименование Кастель-дель-Монте способен лишь тот, кто настоящих гор ни разу в жизни не видел. Построен на замок на том самом месте, где до тринадцатого века располагался монастырь Мария-дель-Монте, отсюда и первое название сооружения, о котором сегодня мало кто помнит — castrum Sancta Maria de Monte.

На фото: вид на Кастель-дель-Монте

Сегодня к Кастель-дель-Монте не иссякает народная толпа. За это большое спасибо волшебному миру кино и итальянскому режиссеру Маттео Гарроне в частности, ведь именно в необычных залах сего монументального сооружения он поселил персонажей — короля, растившего блоху, и принцессу, которую эксцентричный папаша выдал замуж за людоеда. Что любопытно, до двадцатого века замок пребывал в заброшенном состоянии, и там ночевали пастухи. Сегодня архитектурное сооружение находится на попечении у ЮНЕСКО, как следствие, его отмыли и привели в порядок, вот только внутренняя отделка залов не сохранилась — тому же Маттео Гарроне пришлось спешно наполнять пространство помещений завезенным в замок реквизитом.

На фото: съемки фильма «Страшные сказки»

Гарроне выбрал Кастель-дель-Монте для экранизации сказок неаполитанца Джамбаттисты Базиле неспроста, ведь место это загадочное до невозможности. Хотя расположенный в 16-ти километрах от города Андрия Кастель-дель-Монте и носит почетный титул одного из самых известных средневековых замков в мире, по своей сути замком он не является.

Кадр из фильма «Страшные сказки», принцесса и король на крыше замка

Дело в том, что в понимании нормального человека Средних веков замок мог быть построен только для одной из двух целей. Цель первая, она же главная — оборона и контроль местности. В этом случае, тот или иной сеньор возводил небольшую крепость, как правило, на вершине горы, помогало отражать атаки неприятеля, а заодно и в целом влиять на ситуацию в области. Вторая задача — укрепленное место для проживания. Иногда замки разрастались до размеров городов, взять, к примеру, ну а их мощные стены опять же позволяли сдерживать полчища врагов.

А вот Кастель-дель-Монте для обороны не предназначен совсем. Где крепостные стены и ров с водой? Где хоть какие-нибудь приличные защитные укрепления? Для жизни это место тоже кажется малопригодным. Конечно, еще Вальтер Скотт в своем «Айвенго» писал о том, что понятия «комфорт» в Средние века не существовало, но этот замок и по средневековым меркам далек от жилища уважающего себя сеньора. Ладно, что все залы внутри соединены друг с другом, но, главное, здесь не предусмотрено место для конюшни и отсутствует кухня. Так что, более всего замок похож на этакий старинный арт-объект, построенный идеи ради, подобные дома иногда проектируют современные архитекторы, получившие абсолютный карт-бланш на реализацию своих творческих замыслов в купе с неограниченным бюджетом.

Данная ассоциация весьма уместна, если знать о том, кто построил Кастель-дель-Монте. Возвел замок на горе сам император Фридрих II Штауфен — легендарная личность во всех отношениях. Он не только сумел отвоевать титул Императора Священной Римской империи у конкурентов и возглавить шестой крестовый поход, но и считался одним из самых образованных людей своего времени. Знал греческий, латинский и арабский языки, основал университет в Неаполе, где преподавали не только христиане, но и евреи с арабами, а это, между прочим, верх толерантности по средневековым меркам. От христианских же предрассудков Фридрих II в целом был весьма далек, вот показательные примеры: император настоял на том, чтобы медики изучали анатомию на трупах, а еще Фридрих тепло относился к Фибоначчи и даже устраивал математические турниры.

На фото: гравюра с изображением Фридриха II

Имел император и склонность к писательству: его перу приписывают сочинение о соколиной охоте, а при своем дворе он создал сицилийскую школу поэзии. При этом, как и все прогрессивные люди своего времени, Фридрих II был поклонником самых разнообразных мистических учений, изучал астрономию и астрологию. С личной жизнью у императора тоже все было интересно, он заслужил репутацию Синей бороды, поскольку был женат четыре раза, правда, его последний брак с постоянной любовницей Бианкой Ланчия церковь так и не признала. Детей Фридрих II наплодил великое множество — 20 законных, бастардов же по понятным причинам никто скрупулезно не подсчитывал.

Кастель-дель-Монте Фридрих II строил с 1240 по 1250 год, то есть, в последнее десятилетие своей жизни. Имя архитектора — неизвестно, но многие историки не без основания полагают, что им был сам император — уж больно замысловатая конструкция получилась в итоге. Дело в том, что, как и многие средневековые мистики, Фридрих был одержим числом восемь, что символизирует бесконечность, и оно прослеживается в структуре замка постоянно.

Начать стоит с того, что замок, если смотреть на него сверху, представляет собой правильный восьмиугольник, а на каждом углу сооружения возведена восьмиугольная башня. Внутренний двор замка своей формой тоже повторяет восьмиугольник. В замке всего два этажа, крыша — плоская, а главный вход в Кастель-дель-Монте смотрит строго на восток, ведь, как считали в Средние века, благая весть пришла к нам именно с востока.

На фото: окна, выходящие во внутренний двор замка

На каждом этаже замка — 8 комнат, все они соединены друг с другом, так что Кастель-дель-Монте можно запросто обойти по периметру. Комнаты выполнены в форме трапеций, а в стенах прорублены окна. Туалеты, гардеробы и винтовые лестницы расположены в угловых башенках. С лестницами, кстати, в замке отдельная история — обычно во всех замках они «закручены» вправо, поскольку это оптимально для обороны объекта, но в Кастель-дель-Монте их, наоборот, «завернули» влево, то есть, так, как делает природа, ведь именно влево закручены раковины моллюсков или панцири улиток.

На фото: лестницы в Кастель-дель-Монте

Все помещения замка абсолютно одинаковые, комнаты отличатся друг от друга лишь расположением дверей и количеством окон. В элементах декора опять-таки доминирует число восемь: на капителях колонн — по восемь листьев, на барельефах в комнатах — восемь листьев или цветов клевера.

Еще из занимательного, в окна второго этажа дважды в день падают прямые лучи солнечного света (с первым этажом это правило работает только в летний период), поэтому многие предполагают, что таинственный замок — не что иное, как огромные солнечные часы, а заодно и астрономический прибор. Кроме того, дважды в год во время летнего и зимнего солнцестояния солнечный свет равномерно распределяется между всеми помещениями первого этажа. Это, само собой, тоже неслучайно, вот многие историки и предполагают, что первый этаж Кастель-дель-Монте — своеобразный аналог солнечного календаря.

Здесь можно было бы успокоиться, но вот вам еще один прелюбопытный повод для размышлений — два раза в год, 8 апреля и 8 октября солнечные лучи проходят сквозь окна замка во внутренний двор таким образом, что попадают строго на ту часть стены, где во времена Фридриха II был вырезан некий барельеф, ныне утраченный. Ну, и чтобы все стало совсем непросто, стоит вспомнить о том, что октябрь в тринадцатом веке считался восьмым месяцем года.

Фридрих II умер, не успев закончить строительство замка, — здание Кастель-дель-Монте было завершено, а вот внутреннюю отделку до конца не доделали. После смерти императора в Европе бытовали легенды, что Фридрих не умер, а скрылся в неизвестном направлении, дабы реформировать церковь и установить всеобщее братство и мир. В этом видится определенный символизм, ведь восьмиугольник, повторяющийся в структуре Кастель-дель-Монте, в Средние века символизировал переход из мира живых в царство мертвых, а заодно и единение неба с землей.

Тут все очень просто — квадрат считался символом земли, круг — символом неба, а восьмиугольник — промежуточной фигурой, обозначавшей, как единение, так и переход. Впрочем, далекие от мистики ученые считают, что многократное использование восьмиугольника — просто отсылка к Куполу Скалы в Иерусалиме, ведь купол над краеугольным камнем Фридрих II видел во время своего крестового похода.

Зашифрована в Кастель-дель-Монте и библейская символика. Дело в том, что в замке ровно пять водосборников и пять каминов, многие связывают это с фразой Крестителя Иоанна из Евангелия от Луки: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Так что, легко предположить, что Кастель-дель-Монте был для Фридриха II аналогом храма, возведенным по его личному проекту, и это вполне отвечает амбициям императора.

Кстати, данную гипотезу подтверждает еще одна любопытная деталь. Если внимательно приглядеться к входу в замок, то можно заметить зашифрованную там гигантскую букву F. Будь внутри гробница Фридриха II — ассоциации с пирамидами были бы неизбежны, а так Кастель-дель-Монте кажется своеобразным персональным порталом императора, возведенным по его плану и в его честь. По крайней мере, когда стоишь во дворе замка и, задрав голову, смотришь на небо, заточенное в восьмиугольник мощных, сложенных из известняка стен, ощущение причастности к средневековой магической традиции возникает даже у самых закоренелых материалистов. Да и энергетика у этого места особенная, в стиле тех самых «Страшных сказок» Маттео Гарроне.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

  • Горящие туры в Италию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Замок Кастель-дель-Монте называют «Короной Апулии» и считают одним из самых загадочных строений не только Италии, но и всей Европы. В этих стенах 8 веков назад происходили удивительные, мистические и, возможно, ужасные вещи, о которых до сих пор многое неизвестно.

    Кастель-дель-Монте (или замок на горе) находится в Италии, в области Апулия. Строительство его было начато по приказу Фридриха II предположительно в 1240 г. Интересно, что всего за год до этого финансовое состояние Испании было настолько плачевным, что Фридрих II остановил возведени нескольких военных крепостей. Но не Кастель-дель-Монте.

    Немного истории

    В истории замка масса таинственного и неизвестного - и даже есть свое мистическое число. 8-угольная форма строения и бассейна, 8 башен по краям, 8 залов на нижнем этаже и 8 - на верхнем. В деталях архитектуры можно встретить число 8 бесчисленное количество раз: в листьях на колоннах, узоре на сводах. К слову, магия числа 8 распространилась и на хозяина замка - Фридриха II, правда, уже после смерти. Когда для реставрации собора в Палермо вскрыли усыпальницу короля, который умер в 1250 г. (сложите цифры), на его руке обнаружился таинственный перстень с изумрудом, окруженный золотыми лепестками, которых было... конечно, 8.

    Что посмотреть

    Издалека Нагорный замок кажется круглым, но если подойти ближе - становится видна его необычная форма. Кастель-дель-Монте построен в виде правильного восьмиугольника с башнями по углам. Во внутреннем дворе находился такой же формы бассейн, вырубленный из цельного куска камня - символ Святого Грааля.

    Кастель-дель-Монте одиноко стоит на уединенном холме, поднявшись на крышу, можно насладиться панорамным видом на море с каменной террасы.

    До сих пор неизвестно наверняка, зачем построили этот замок. Конечно, есть официальная версия - Фридрих II, увлекавшийся соколиной охотой, хотел использовать его в качестве охотничьего домика, но удивительно, что в Кастель-дель-Монте нет помещений для слуг, отдельной кухни, конюшни. Одним словом, всего того, что точно должно быть в королевской охотничьей резиденции.

    Зато в замке много каминов, слишком маленьких по размеру для приготовления на них пищи, но подходящих для алхимических опытов. Винтовые лестницы, закрученные не вправо, как требовала традиция того времени, а влево. Сообщающиеся двери, позволяющие пройти незамеченным почти весь замок, переходя из одной комнаты в другую. Есть и легенда о потайном тоннеле длиной почти 18 км, ведущем в замок Ducale di Andria.

    Практическая информация

    Адрес: Апулия, Авто Strada Statale, 170 Dir. Веб-сайт (на англ.).

    Добраться можно на автобусе № 6 из Андрии (только в летний сезон с мая по сентябрь) или на личном авто - недалеко от замка есть стоянка.

    Часы работы: с 1 октября по 31 марта - с 9:00 до 18:30 (продажа билетов до 18:00), с 1 апреля по 30 сентября - с 10:15 до 19:45 (продажа билетов до 19:15). С 25 декабря по 2 января замок закрыт. График работы в другие праздничные дни появится на сайте.

    Стоимость экскурсии: взрослые - 5 EUR, студенты (18-25 лет) - 2,50 EUR. Аудиогид - 3,50 EUR.

    



    Что-то мы давненько на ВО не обращали свое внимание на замки, а ведь их так много, что… обо всех ну просто не расскажешь. Вдумайтесь только: во Франции сегодня их более 600, но раньше было еще больше – около 6000! В Испании их более 2000, причем 250 находятся в целости и сохранности. А есть еще Англия, Германия, Чехия и даже все та же Польша, где высится один из самых больших кирпичных замков мира – замок Мариенбург. В Калининградской области руины древних замков высятся повсюду, а в одном из них – Шаакене, разыгрываются занятные «средневековые представления» с самой настоящей «рыцарской хреновухой», пивом и жареной сельдью. И каждый, кстати, неповторим, потому как построены они были в разных местах, в разное время и из разных материалов. Да и средствами их строители располагали тоже разными. Например, замок Бомарис в Англии выстроили всего за каких-то 18 месяцев, с 1278 по 1280 год, а все потому, что трудились над ним 400 каменщиков и 1000 чернорабочих, а всего работавших там было более 2000 человек. А теперь посмотрим, во что обходилось прокормление такой оравы: зерна по пол-литра на человека в день (1800 гектолитров за полгода!), а еще мясо, пиво, соленая рыба. Так что неудивительно, что замок отца – короля Генриха, его сынок – Ричард Львиное Сердце оплачивал потом целых 12 лет!

    Вот так выглядит замок Кастель-дель-Монте, расположенный на невысоком холме посреди равнины и цветущих фруктовых садов.


    Ну, а так он выглядит сегодня сверху.

    Существовали замки-крепости и замки для проживания, известны «королевские замки» и замки, принадлежавшие сеньорам, замки о которых все известно и замки, наполненные тайнами. И вот об одном из таких замков и пойдет сегодня наш рассказ. А называется этот замок Кастель-дель-Монте, что по-итальянски означает «замок на горе» или «горный замок».


    Сохранился до наших дней он очень хорошо, да и не удивительно. Осадам он ни разу не подвергался, никто в нем не жил, деревенских жителей, которые могли бы разобрать его на камни, рядом не было.

    Находится замок на юге Италии, всего лишь в 16 км от города Андрия, так что добраться до него труда не представляет. Ну, а интересен он в первую очередь тем, что это память об императоре Фридрихе II Гогенштауфене, которого современники называли кто «крестоносцем без креста и без похода», тогда как другие (понятно, что в первую очередь это были его придворные поэты и сами придворные!) пышно величали «Чудом мира».


    Изображение Фридриха II из его книги «De arte venandi cum avibus» («Об искусстве охоты с птицами»), конец XIII века. (Ватиканская апостольская библиотека, Рим)

    Сооружали его (если сравнить с тем же Бомарисом) довольно долго, с 1240 по 1250 год. Орды монголов разоряли поля и города Европы, повсюду лилась кровь, а тут люди обтесывали себе камни, мешали известку и не очень-то и торопясь возили на постройку камень. Обычная накладка на упряжку из двух быков составляла 2.5 тонны, но проехать с таким грузом они могли не более 15 км в день, так что нетрудно себе представить, сколько сил и времени заняла перевозка сюда на равнину одного лишь строительного материала. Архитектор замка неизвестен (хотя и возможно, что участвовал в строительстве и сам Фридрих). Сначала замку дали название castrum Sancta Maria de Monte по имени расположенного там же монастыря Мария-дель-Монте. Но от него ничего не осталось, так что с точностью этого утверждать нельзя. Принято считать, что это один из самых выдающихся замков эпохи жизни императора Фридриха II. Есть у замка и еще одно название – «Корона Апулии», что определенным образом связано с его формой. Здесь нужно сказать, что император Фридрих был известен современникам как один из самых образованных людей того времени, что он мог говорить на греческом и арабском языках, ну и, конечно, писал и говорил на латыни и приглашал к своему двору поэтов и художников как с Запада, так и с Востока. При его дворе проводились математические состязания, в которых принимал участие знаменитый математик Фибоначчи, и, возможно, это каким-то образом повлияло и на строгую архитектурную форму замка.


    Вход в замок был явно предназначен только для людей, а не для лошадей и это в то время, когда вся знать передвигалась только верхом. Даже женщины.

    Дело в том, что Кастель-дель-Монте имеет вид правильного восьмиугольника высотой 25 м, по углам которого высятся башни, также построенные в виде восьмиугольников высотой 26 м. Длина каждой из сторон основного восьмиугольника равна 16,5 м, а длины сторон восьмиугольных малых башен равна 3,1 м. Главный вход в замок ориентирован на восток и находится между двумя башнями. Другой вход находится прямо напротив первого.


    Так выглядел этот замок в 1898 году.

    Хотя Кастель-дель-Монте называют замком, это сооружение в точном смысле этого слова замком не является. У него нет рва, вала, нет и подъемного моста. В нем нет ни помещений для припасов, ни конюшен, ни кухни. Вход в него оформлен как портал готического собора. И уж совсем непонятно его функциональное предназначение. Высказывалось предположение, что возможно, он должен был стать охотничьей резиденцией императора, но его внутренние покои, по мнению ряда исследователей, были уж слишком богато отделаны и обставлены для простого «охотничьего домика».


    Вход напоминает портал собора.

    Чисто конструктивно Кастель-дель-Монте – это двухэтажное строение из камня, имеющее плоскую крышу. Точно на половине его высоты по всему периметру идет небольшой карниз, делящий этажи. Второй карниз, что отделяет цоколь здания, проходит на высоте около 2 м. Поскольку «замок» имеет форму восьмигранника, то и его внутренний двор имеет такую же форму правильного восьмиугольника.


    Входим в его внутренний двор…


    … смотрим вверх и видим правильный восьмиугольник!

    Все здание замка выглядит как один единый монолит, да таковым по сути дело оно и является. Выстроен он из отшлифованных известняковых блоков, но вот колонны, обрамления замковых окон и его порталы сделаны из мрамора. На внешней стене расположены по два окна - с одной аркой на первом этаже и с двумя на втором. Но почему-то одно окно второго этажа, выходящее на север, имеет три арки.


    План замка по-своему тоже загадка. Ну почему бы не соединить проходами все помещения? Зачем было делать именно так?

    А теперь немного посчитаем и выясним, что вся постройка связана с цифрой восемь, а она в нумерологии является символом мира и бесконечности, и находится между миром Неба и Земли. Все это попахивает самым настоящим оккультизмом. А к нему Фридрих был весьма склонен. И вообще он был большой рационалист. Например, он отрицал божественное происхождение стигматов Франциска Ассизского – случай для христианина беспрецедентный, причем на том основании, что, дескать, появились они у него на ладонях, а Христа не могли прибить к кресту таким образом, так как кости ладони не прочные и не выдержали бы веса его тела! Истинно божественные стигматы должны были бы появиться на запястьях, между лучевой и локтевой костями!


    Внешние окна первого и второго этажей.

    16 внутренних помещений замка имеют форму правильных трапеций, числом по восемь на каждом этаже. При этом в угловых башенках расположены гардеробы, туалеты и, ведущие наверх, винтовые лестницы. Интересно, что эти лестницы закручиваются не вправо, как это было бы принято по моде тех лет для целей обороны, а влево, словно панцирь у улитки. Причем известно, что сам Фридрих левшой не был.


    Лестница для левши?

    Во внутренний двор замка ведут три портала первого этажа, но кроме них, на уровне второго этажа также есть три двери, которые должны были выходить на кольцевой деревянный балкон, который до сегодняшнего дня не сохранился. Есть в стенах, выходящих во двор, и маленькие окна. Таким образом свет проникает в его внутренние помещения и через внешнюю, и через внутреннюю стену. Зубцовки ни на стенах, ни по периметру башенок предусмотрено не было и… законным образом возникает вопрос, а каким образом люди, которые должны были проживать в этом замке, вознамерились бы в случае необходимости его защищать?


    Окно второго этажа. Вид изнутри.

    Хотя все помещения, как на первом, так и на втором этажах, имеют одинаковую для всех форму, друг от друга они все же отличаются расположением входных дверей. У двух залов первого этажа есть выходы за пределы замка через восточный и западный порталы, но у них нет выходов во внутренний двор, хотя из них есть двери в другие залы. То есть из зала №2 ты никак кроме как через двор в зал №3 не попадешь, хотя разделяет их только стена. Нужно выйти во двор, пройти в зал №4 и уже из него попасть в зал №3! Зато из комнаты №4 вы можете свободно прости в комнаты 5,6,7,8. То есть кроме проходных залов, у которых по 2-3 двери, в замке есть и такие, в которых наличествует всего одна дверь. И таких залов 4 - опять-таки по два на каждом из этажей. В каждом из этих 4 залов есть камин и ход в туалет, расположенный в смежной с ним башне. Туалеты устроены таким образом, что хорошо проветривались через отдушины в стенах и даже – о, чудо тогдашней архитектуры и строительного искусства, – могли промываться водой из баков, находившихся на крыше. Есть зал, который обычно называют тронным. Его окно выходит на восток и находится над главным порталом. Однако в нем нет ни камина, ни туалета.


    Типичный готический крестокупольный свод.

    А теперь самое интересное: вот эти самые окна в стенах первого и второго этажей. Через них в каждое помещение на втором этаже прямой солнечный свет обязательно проникает два раза в сутки весь год, а вот на первом этаже такое происходит только летом. То есть, что получается? Верхняя часть замка - это по сути огромные солнечные часы, а первый этаж так и вовсе может служить календарем. То есть весь этот замок, есть не что иное, как гигантский астрономический прибор? Вполне возможно. Документов о его постройке не сохранилось. Вернее, есть один документ от 29 января 1240 г., в котором император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен приказывает губернатору и судье Ричарду де Монтефуссолу купить известку, камень и все необходимое для строительства. Есть еще документ от 1241-1246 гг. – «Список укреплений, требующих починки». Но в нем Кастель-дель-Монте уже указан как построенный, а не строящийся замок. Нет и никаких подтверждений того, что Фридрих II вообще хоть когда-то бывал в этом замке или же использовал его как свою охотничью резиденцию. А в 1250 г. Фридрих II вообще умер и замок перешел к его сыновьям.


    Фридрих хотя и был рыцарем, но воевать не любил. Добивался своих целей переговорами. Поэтому его биографам приходилось прибегать к откровенным подделкам. Например, на этой миниатюре, изображающей битву при Джильо (1241), Фридрих изображен слева в шлеме с короной, хотя на самом деле он в ней не участвовал. «Новая хроника» Джованни Виллани. (Ватиканская апостольская библиотека, Рим)

    Тут-то и подтвердилась правота поговорки, что «природа на детях отдыхает». Если Фридрих успешно противостоял двум Папам, трижды подвергался отлучению от церкви, без войны сумел вернуть христианам Иерусалим, подписав с султаном аль Камилем соглашение о передачи им святых мест Палестины, то сын его Манфред умер, так и не добившись трона Сицилии и Неаполя, а его малолетних детей: Фридриха, Генриха и Энцо его победитель Карл Анжуйский заточил в этот замок на целые 33 года. А потом этот замок был и вовсе заброшен и его лишь изредка использовали для свадебных церемоний, а еще там спасалась местная знать от чумы.


    Такие вот «головки» в архитектуре того времени использовались очень часто.

    В 1876 году замок был приобретен государством, отреставрирован и приведен в порядок., а 1996 году ЮНЕСКО внесло его в список всемирного наследия, так что за ним сегодня следят, приводят в порядок, а поток туристов к нему не ослабевает!


    Макет замка Кастель-дель-Монте фирмы Aedes Ars.

    П.С. Нет возможности вот так просто взять и поехать посмотреть этот замок? Тогда к вашим услугам его… макет в масштабе 1:150, который собирается из маленьких кирпичиков! Вот до чего дошли нынче люди – предлагают и такие оригинальные «сборные модели». О качестве можно судить по фотографии. Производитель – испанская фирма Aedes Ars, ну а само фото собранного замка нам любезно предоставила фирма «Верфь на столе».